Йошкар-Ола не оставляет равнодушной.
Смущает лишь знак этого неравнодушия.
Первый раз в Йошкар-Олу я попал лет десять назад.
Что сказать - знаменитый городской центр произвел на меня впечатление.
По крайней мере - это было очень небанально на фоне общего уныния по стране.
Тогда эксперимент мне скорее покатил и понравился.
Всё лучше чем безликое ничего.
И вот, я попал в Йошкар-Олу десять лет спустя - и долго не выдержал.
Очень хотелось всё развидеть, тщательно промыть глаза с мылом и забыть, как страшный сон.
Что изменилось?
Давайте разбираться.
Во-первых - за десять лет все-таки многое в целом по стране и миру изменилось к лучшему. Подрос уровень запросов и стандартов.
То, что десять лет назад было круто, сегодня уже и на село не всегда тянет.
Во-вторых - был я зимой.
А зима - необъективное время. Снег скрадывает детали. Усиливает пестроту, замыливает глаз.
Ну и третий фактор, самый главный - за десять лет весь краснококшайский шик (Краснококшайск - прежнее имя города) банально пришел в упадок.
У меня еще тогда, в первый визит, зародилось подозрение - долго это не простоит.
Я не строитель, но иногда даже техническим специалистом быть не надо.
Сделано всё через одно место. Материалы хреновейшие. Работники рукожопые.
За 10 лет Краснококшайск банально развалился.
Знаете, как наш горячо любимый президент дает диагнозы - "она утонула", "он заболел".
Вот и тут - она, Йошкар-Ола, развалилась.
Я понимаю, многие возразят - ну а что, не надо было?
И вообще - что мне, собаке, вообще надо?
Был какой-то Кокшайск, Йошкар-Ола, ни богу свечка, ни черту кочерга - городок, как Нарьян-Мар, невелик и не мал, и никому даром не нужный - а тут бренд, интерес, пересуды.
Я не лезу в эти категории.
То, что есть в Йошкар-Оле - это не хорошо, не плохо - это диагноз.
Это такой приговор, шире чем Йошкар-Ола как таковая.
Это иллюстрация всего нашего бытия, где форма важнее содержания.
Это все напоминает знаете что - это напоминает фотошоп.
Начинаешь его осваивать, таскаешь из фотобанка изображения произвольно выдернутых объектов - Спасская башня, Брюгге, Амстердам.
Кликаешь, вырезаешь эти картинки - и лепишь их на один фон, не заботясь ни о композиции, ни о банальной ретуши.
Получается Йошкар-Ола. Кровь из глаз.
Это даже не горько. И это не смешно.
Это просто вызывает некоторое недоумение.
И немножко стыдно.
Как иногда бывает испанский стыд за деревенского родича, который приехал в город, напился и творит непотребства.
И не отречешься от него - все ж родич, да и мужик-то, собственно, неплохой.
Но как-то и маскарад продолжать не хочется. Тянет все время заявить - "я не с ним, я не с ним".
Йошкар-Ола - эдакий и есть город-карнавал.
Где павлиньи перья, маски и поделки из папье-маше.
Но карнавал недолговечен - и в этом его прелесть.
Карнавал - это поиграть во что-то, кем не являешься. Из забавы.
Йошкар-Ола сделала попытку растянуть карнавал на всё бытие.
Да надорвалась.
Ибо форма важна.
Но содержание важнее.
Journal information