

В советское время работало немало классных писателей, которые ноне незаслуженно забыты.

Причем часто это касалось не только их таковых, но и их произведений.
Например "Приключения капитана Врунгеля" разошлись бестселлером союзного масштаба - но много ли кто вспомнит иные произведения Андрея Некрасова, "отца" бравого книжного капитана?

А меж тем Андрей Некрасов - сам моряк, отдавший морю всю жизнь, был одним из первоосвоителей Дальнего Востока, и написал множество действительно классных и захватывающих морских рассказов, которые вот совсем недавно, попалась книжка трепаная в руки, перечитал с большим удовольствием.

А будучи в Новороссийске я вспомнил Ивана Панькина, еще одного подзабытого писателя.

Свою автобиографию он рассказал в "Начале одной жизни" - мордовский мальчик из деревни, плохо говоривший сперва по-русски, остался рано сиротой, ушел бродяжничать.

Запоем читал и перечитывал - как они с беспризорниками на товарных поездах ездили бесцельно в Ташкент, и обратно в Подмосковье.
Как подрабатывал циркачом, становясь свидетелем недетских трагедий.
Ну и как наконец судьба хитрыми путями, но оказалась к нему благосклонна - вырвала его из бродяжничества, и дала шанс осуществить страстную мечту всей жизни - увидеть море.

И стать моряком.

Ах, как вкусно у него расписаны Новороссийск и море широко открытыми глазами мордовского юноши!

Поэтому реальный Новороссийск хоть и суров по-своему, но заочно эта писательская нежность не могла не смягчить моего сердца.

Новороссийск похож местами на Севастополь - бестолковый, но обаятельный.


Разбитной, как матросские байки да шутки, но вместе с тем и бесконечно романтичный - а я не могу, вот честно, представить неромантичного морского порта.

Новороссийск крупный, индустриальный, со своими движухами - но порт всё равно доминирует над всем.


Тут все завязано на порт, иначе от равнинных городов организовано пространство, отличным образом проводятся границы.


Логистика и логика завязанные на море - в одном из козырных мест крупное генконсульство Греции. И вообще по городу, мне показалось, конторы туристические только и работают на выдачу греческих виз - что само по себе говорит о караванных путях.

Чайки, соленый ветер, беспрестанные гудки, звон цепей, скрип раскачиваемых волнами посудин.

Увольте меня, я не могу оставаться беспристрастным.

А лишние дифирамбы морю ни к чему - ни одно из писательских слов, даже самое пронзительное, не способно выразить морское великолепие в полной мере, заряд приморского города во всю мощь.
Journal information