
Вот вечно, как зайдет речь о Петре Первом и русском флоте - начинается говна самовар.

Принято представлять так, словно до Петра была глушь-Саратов, и ничего не было, лишь дух Петра носился над водой.

А после Петра - р-раз! - и сразу жизнь наладилась, кофий пить будем и державу подымем. Да платье иностранного фасона носить.

Петр Первый сыграл ускорителем в развитии русского флота, безусловно, но та истеричность, с которой культивируется роль именно Петра, сыграла, как любая истеричность, дурную службу - многие искренне считают, что до Петра на Руси и вовсе не было никакого флота.
И даже параллельное знание о речном пути из варяг в греки ни в чем не убеждает.
Ни то, что Великий Новгород был городом Ганзы, и торговал со всей Европой.
Ни то, что архангелогородские поморы издревле бороздили северные моря, наравне с варягами.
И то, что первое судно, построенное по европейскому образцу, сделано не Петром, а при Михаиле Федоровиче в Балахне - мало кто знает.
И история корабля "Орёл", который брал Степан Разин - забыта.
И экспедиция Дежнева - пролив Дежнева еще вспомнят, а вот то, что Дежнев, загодя Петра, прошел весь Северный Ледовитый, обогнул Чукотку, вышел в Тихий океан - кто навскидку помнит?
И уйму еще фактов кидать - первая победа русского флота на море связана не с Петром, а с воеводой Петром Потемкиным, задолго до Петра разгромившим у Котлина шведскую эскадру.
И первые верфи не Петром заложены.

Да короче - что тут говорить, в русском флоте Петр Первый лишь продолжатель традиций, но никак не их основатель.
Да и в его продолжательстве было больше самодурства, нежели реальных успехов.
Чего стоит только уничтожение, называя вещи своими именами, северного флота - в Архангельске Петр приказал прежние корабли переоснастить на голландский образец.
А голландский образец - не для лютых северных морей.
Был у поморов развитый флот - сплыл.

Не иначе за уничтожение архангельского флота Петр удостоился памятника - он сейчас на купюре в 500 рублей.
Первые опыты в кораблестроении Петр проводил в Переславле-Залесском, на Плещееве озере.
А верфь указал строить в Воронеже.

Я понимаю, это звучит несколько неожиданно - почему Воронеж? Равноудаленный от всех морей.
У Воронежа широкая акватория, река Воронеж впадает в Дон, а по Дону был расчет выходить на Азов, на то время турецкий.

Азов русские получили, но дело там было не сколько в успехах армии, сколько в тогдашней турбулентности в делах самой Турции.
И Азов русским пробыл недолго - по Прутскому миру вновь отошел Турции, Таганрог срыт, корабли какие уничтожены, какие проданы - туркам же.

Петр проводил свои реформы, по сути многие из которых были действительно нужны, но по факту многое проводилось, снимая форму, не меняя содержание.
Ну и просто, проводилось насильно, выжимая коленом. С ожидаемым эффектом.
С флотом так же - на его строительство был наложен оброк на всех, кого только можно.
Но расставаться с кровными благами мало кому хотелось - мухлевали по страшному. А полученные подати безбожно разворовывали - так что несмотря на то, что флот какой-то построили, годен он был лишь в топку.
Плюс выяснилось, что столь любимый Петром голландский образец кораблей хорош, конечно, но надо понимать, что не универсален.
А Архангельск Петра ничему не научил - голландского образца корабли массово гибли на мелководных низовьях Дона.
Так что даже та эскадра, что дошла до места, погибла по большей части из-за разгильдяйства, а не в пылу битвы.

В общем - много можно копать исторические факты, ограничимся малым - не надо переоценивать в создании флота роль Петра. Критичных косяков он натворил не меньше, чем эпических прорывов.

Так, ну а Гото Предестинация (латинское "Божье провиденье") - первый российский линейный корабль.
Построен с помпой, судьба не столь славна, как помпа - я уже изложил, как оно было.
Гото Предестинация попала в число кораблей, оставленных в Азове, проданных туркам.
Дальнейшая история корабля - уже османская.

Стоп! Позвольте-позвольте, спросит внимательный читатель - но если корабль еще тогда ушел к туркам, то что же тогда стоит в Воронеже, при Адмиралтейской площади?
А, это, милые мои, как в том анекдоте про Петра Первого же, про два скелета в музее: - "Большой скелет - Петра Первого. А маленький скелет - Петр Первый в детстве".
Ну вот так и тут.
Это новодельная копия.
Сделана, надо признать, весьма кропотливо, по чертежам, гравюрам, картинам, со стремлением максимально воспроизвести оригинал.
Но это новодел. Ничего древнего именно в этом корабле нет.

На площади обычный пафос - корабельный храм, стела, пушки.
Ну, военно-державная стилистика она в принципе очень предугадываема, и тем неинтересна.

Гораздо интереснее витые улочки, которые с Адмиралтейской площади уходят на холмы.


Ну вот и всё.
Достопримечательность хороша своим некоторым выпадением из стереотипного канона - военных мемориалов и набивших оскомину храмов.
Все-таки средневековый корабль - зрелищная штука.
Да еще в Воронеже, от которого ничего хорошего в целом не ждешь.

Но в общем больше ничего примечательного.
Кроме зрелищного визуального соседства с трубами ВоГРЭС, воспетыми ("эврибади сдохнем!") еще ВИА Сектор Газа.

Сектор Газа - Шинный, ТЭЦ, ВоГРЭС, СК
Сектор Газа - здесь не дожить до сорока.
Вот только это и играет у меня в голове, в качестве саундтрека.
Journal information