
Тяга к титулам самых-самых типична и понятна для всех людей, на всей Земле.
Есть в этом часть местечкового, бедняцкого честолюбия, гордиться самым высоким во всей волости домом барина, даже если сам живешь при этом в соломенной развалюхе.

Тюнель в Стамбуле нередко когда величают старейшим европейским метрополитеном.

И есть тому два железобетонных основания:
1)таковой действительно пущен в эксплуатацию в 1875-м году, что очень давно.
2)Находится он в европейской части Стамбула, города, как известно, разделенного Босфором на европейскую и азиатскую часть.

Но все-таки правильнее его считать одним из первых.

В 1863-м году, на 12 лет раньше, открылся Лондонский метрополитен, взявший неотчуждаемые лавры пионера.
(В России только-только отменили крепостное право).

В 1868-м году метрополитеном обзавелся Нью-Йорк - он был надземный, и на канатной тяге.

Через год, в 1869-м, о своем метрополитене заявили Афины (вы об этом знали?), столица солнечной Греции.
Правда об афинском метрополитене начались уже идеологические разброды - таковой был на паровозной тяге, наземный, по сути представлял собой прообраз современных городских электричек.
Многие заявили, что это не true.

Ну а следующим как раз появился и Стамбульский Туннель.

Или, как его тут называют - Тюнель.

И по-турецки так правильнее, и по-французски - а именно французские инженеры, выписанные щедрыми барышами в тогдашнюю Османскую Империю, его и проектировали.


Впрочем, любой, кто собрался этот старейший мировой метрополитен узрить, его узрив тут же всплеснет руками - да какой же это метрополитен?! Это же по сути простой фуникулер, из двух станций.
Ну, разве что подземный - но так ли сильно это меняет суть?

Тут надо обратиться к термину: а что такое, собственно, метрополитен?

Изначально это от французского chemin de fer métropolitain - "столичная железная дорога".
Основное требование, отделяющее метро от трамвая - метрополитен располагается вне улиц, не имеет пересечений с проезжей частью, иным транспортом и пешеходами.

А уж никаких требований к числу станций нет - ну и что, что в Тюнеле их всего две, отделенные 1.5 минутами хода?

Фуникулер? Основное отличие фуникулера - он на канатной тяге.
Тюнель изначально был таковой, но уже давно электрофицирован.


Короче, предлагаю, чтобы копья не ломать, считать его смесью фуникулера и метро.
Главное в нем не это, главное то, что по-прежнему это один из самых увлекательных городских аттракционов.

По цене городского трамвая.

Стамбульцы Туннель любят, туристы Туннель любят, я Туннель люблю.

Киношники - так и вовсе обожают.

Выйти из вагона и попасть на съемки очередного исторического фильма - элементарно.

В общем - все Туннель-Тюнель любят, и это главное.
Он и правда безумно обаятельный.

Journal information