После памятника мирному прохождению венгров продолжаем гайд по неожиданным и нетиповым памятникам украинской столицы.
Оная ими не оскудела.
Дом на пересечении Крепостного переулка и улицы Михайло Грушевского примечателен, конечно, своими балконами - отдельным киевским самостройным жанром, представляющим собой воистину удивительный срез современной этнографии.
Но помимо этого еще и памятной доской имаму Шамилю.
Зачинателю великой и нерушимой дружбы украинского и дагестанского народов.
- А-а-а-а!
- О-о-о-о-о!
- А-а-а-а! Позоо-о-о-ор!
- О-о-о-о-о-о! Срамота-а-а-а-а!
- А-а-а! А-а-а-а! Русофо-о-обия!
- О-о-о-о! Доко-о-оле?!
- А-а-а-а-а-а! Русских людей обижа-а-а-ают!
- О-о-о-о! Ой, обижа-а-а-ают! Ой, изобидели, супоста-а-аты! Ой, изобидели, окаянные! Ой, обидели мышку - накакали в норку!
- А-а-а!
- О-о-о-о-о!
- А-а-а-а!..
Что это за крики? А, это патриоты в России - квасу напились и надрываются, соревнуются, кто обидится сильнее, у кого верноподданические чувства больнее оскорбятся. Это сейчас такой спорт популярный.
Ведь если хохлы в центре Киева доску памятную Шамилю поставили - тут к бабке не ходи, ясен пень, это чтобы русских изобидеть.
Вообще с Шамилем ситуация забавная.
Больше удручающая, конечно, но и забавная тоже.
Сказывается общее невежество.
То, что Шамиль был врагом России на Кавказе - это все прекрасно помнят.
То, что Шамиль был символом кавказского сопротивления - это тоже, что-то об этом слышали.
Про то, что Шамиля взяли в плен - это помнят, да еще самодовольно так об этом упоминают с ухмылочкой, как будто это они лично его брали, недавече как вчера, после дождичка в четверг.
А вот что было дальше - об этом забывается.
Эрудиция к этому моменту иссякает, оттого средний обыватель, мало сведущий в истории, пожимает плечами - а, ну пленили его, ну так и помер в тюрьме, наверное.
Вообще-то всё было не так.
То, что Шамиль таки сдался в плен - это был результат долгих, трудных дипломатических переговоров. Сам Шамиль был настроен сражаться до последнего.
Взять в плен - не совсем верная формулировка. Имам, понимая бесперспективность, сдался сам - причем сдался на почетнейших условиях.
Воинская честь и доблесть тогда были не пустым звуком, и имама Шамиля чествовали не только его союзники, но и его недавние злейшие враги.
Дальше имам, в полном соответствии с условиями договоренностей, жил в России, в Калуге.
Ему был пожалован титул, имение, а вскоре он присягнул Российской Короне.
Сохранились свидетельства того, как величайшие почести ему оказывали те, кто успел побывать у Шамиля в плену, во время Кавказской войны - все они отзывались о нём, как о человеке высочайшего благородства, который, задолго до Женевской конвенции, запрещал как-либо унижать пленных, издеваться над ними, и вообще, был в полном смысле слова настоящим рыцарем, для которого кодекс чести - не пустой звук.
В Киеве имам оказался в 1868-м году - климат был лучше для жизни (а имам уже в летах), кроме того, Шамиль собирался совершить хадж, готовился к нему.
Жил он как раз в доме, что был на этом месте - так что расположение памятной доски не случайно.
Хадж имам совершить успел.
А вот вернуться - уже не вернулся. Умер в дороге, похоронен в Медине.
Так что Киев, чествующий Шамиля, мало того, что не случаен - Киев получается последним постоянным городом жительства имама в Российской Империи - почетным верноподданным которой он, напомню, являлся.
Кто хочет пообижаться на украинское вероломство (ишь, что возомнили - Шамиля помнить!) - он, конечно, все равно изобидится весь, так что аж кушать не сможет.
И повсеместные улицы имени Шамиля в российских городах их не убедят, и даже танковая дивизия "Шамиль" Красной Армии, доблестно воюющая под именем величайшего воина во Вторую Мировую.
Но что поделать - в такое время вынуждены жить, когда нищие правят бал.
Мне же нравится то разнообразие, с которым якшаешься, бродя по киевским улицам, и рассыпанные щедрой рукой сюрпризы.
Journal information