В параллельном посте развернулась в комментах беседа на тему, чем являются донаты в интернете - благотворительностью или попрошайничеством.
Считаю более логичным оформить в отдельный пост мой ответ.
Там не к Вам лично негатив был выказан. Я высказывалась против сетевого попрошайничества как явления. Когда люди, которые на самом деле не находятся в безвыходном положении, клянчат деньги у читателей. Донаты собирают. Меня это страшно бесит и я всегда буду против попрошайничества, назови хоть каким красивым словом - донатничеством хоть, суть от названий не меняется. Это попрошайничество.
Вы себя подаёте как средний класс. Неоднократно о том сообщали в своем блоге. И при этом собирали деньги с народа, большая часть которого явно не средний класс, а беднота и нищета. О причинах, втравивших большинство населения России в бедность или в нищету - отдельный разговор. Но когда просит обеспеченный на прихоть - это не может не вызвать возмущения. Это аморально само по себе, безотносительно к личности. Ваш пример просто наиболее нагляден и очевиден, потому что у меня, к счастью, нет знакомых, клянчивших деньги в Сети.
Любое явление состоит из конкретных людей. Поэтому не надо высказываться против абстрактного явления - высказывайтесь против меня в частности.
Со мной ничего страшного от этого не случится, и явление вам не ответит - а я отвечу.
Далее, про "попрошайничество".
Вы слышали такое слово - благотворительность? То есть - творение блага.
Или charity по-английски, от латинского caritas - "дарить любовь".
В чем главный смысл благотворительности - почему некоторые люди, даже те, которые упакованы до конца жизни, занимаются благотворительностью? - на вашем языке: дают деньги и помогают разным попрошайкам.
Очень просто, потому что любовь - это единственная вещь, которую можно подарить, и при этом она же у тебя останется. И это как колодец - чем больше из него черпаешь - тем больше в нем чистой, свежей, проточной воды. (И наоборот - чем меньше черпаешь, тем вода более превращается в болото - опять болото всплыло, забавно, да? Спроста ли?).
Смысл благотворительности в том, что от нее выигрывают обе стороны. Одна сторона ("попрошайки" на вашем языке) получает поддержку в том, что им важно, другая сторона - как ее на вашем языке лучше всего назвать? - дураки, дебилы, богатые папики, богатенькие буратины, буржуйчики? - подскажите; другая сторона получает удовлетворение своего социального интереса - того самого, что Альфред Адлер, не самый последний деятель в области психологии, считал главным мотором созидательных взаимоотношений людей в социуме.
Благотворительность нужна дающим ровно так же, как она нужна принимающим, потому что она позволяет ощутить свою значимость, взаимосвязанность, сопричастность ко всему, что происходит вокруг в мире, и способность на это повлиять – то есть самые сильные, самые высокие ощущения, доступные человеку.
Люди отличаются от животных тем, что они не только часть природы, но и часть культуры.
А культура слагается из разных людей, каждый из которых в идеале должен иметь возможности для реализации именно своего таланта, именно своей божьей искры, ради которой он на этой земле.
И кто-то лучше всего зарабатывает деньги, а кто-то выращивает морковку. Кто-то лучше всего умеет подметать улицы. А кто-то ничего не умеет, и многие считают его бесполезным паразитом – но в час сумерек души, час отчаяния, крушения всех надежд – именно этот человек, и никто иной, сможет утешить, разделить горе, побыть собеседником и слушателем, пожалеть, отогреть душу, отвадить от самоубийства (во всех смыслах слова, от образного до буквального).
Это основный принцип гуманизма, столь немодного в наше время – в каждом человеке есть его божья искра, и если ее не видно – это не значит, что ее нет.
Человек не может реализоваться во всем одновременно – даже если у него ко многому есть таланты.
Люди выбирают, куда им податься, чем им заниматься.
И если кто-то, хорошо зарабатывающий деньги, пожертвовал ради этого ну, скажем, музыкой – нередко такой человек будет поддерживать тех, кто занимается музыкой – пожертвовав ради нее заработком денег.
Делая это не только для музыканта – но и для себя самого. Потому что не делая этого – он не чувствует причастности. А делая – чувствует.
И помогая – обогащает сам себя.
Вот и всё. Вся премудрость.
И поэтому то, что вам кажется попрошайничеством с моей конкретно стороны (за весь мир отвечать не могу, а за себя запросто) – это возможность дать многим людям почувствовать себя моим соавтором, моим сотворителем.
И тут совершенно неважно, есть ли у меня собственная финансовая возможность выпустить мою книгу, или нет её (а такое бывает – бывает сижу по нулям, да питаюсь пустыми макаронами). Дело лишь в том, что я приглашаю любого желающего подарить мне часть благодати – и получить её ответно.
Я прекрасно знаю, как это работает, потому что в равной мере выступаю как принимающей стороной, так и отдающей – на благотворительность я трачу весьма ощутимую часть всех своих заработков.
Я не могу сказать, что я трачу много или мало, потому как мои заработки – величина непостоянная, но если меня прёт – трачу десятками тысяч. Если не прёт, сижу по нулям – трачу символические сто, двести, триста рублей, отщипнув их от имеющегося.
Но делаю это не из какого-то там чувства долга, которое есть лишь разновидность чувства вины, а из того особенного удовольствия, ощущения сопричастности, которое оно дарит.
Поэтому – у меня нет обиды, есть лишь большое удивление.
В том числе оттого, что вы позиционируете себя как человек, много знающий о евреях, общающийся с ними – и это удивляет особенно – потому как евреи, и вообще еврейская культура, это самая-самая развитая цивилизация, которая владеет искусством благотворения.
Именно поэтому в еврейской культуре так много построено на щедрости, так много благотворительных организаций. И именно поэтому оные в целом не жалуются на бедность – потому что уж кто, а они лучше других знают, что нет ничего более выгодного, чем щедрость.
Чем больше денег и блага отдаешь – тем больше возвращается.
Вот и изумляет – я ведь рассказываю сейчас не бином Ньютона. Как можно было изучать евреев, наблюдать за ними, вникать в их философию, общаться с ними – и умудриться не заразиться их одним из главных умений, не перенять, которое составляет колоссальную часть их влиятельности и делает их, возможно, главным всемирным народом?
Как можно было свести столь богатое явление как благотворительность к какому-то «попрошайничеству»?
Это даже не «назло маме уши отморожу», это просто какое-то превозношение собственной скупости и бедности (не только в сугубо материальном смысле) в ранг какой-то мнимой добродетели – никому только не приносящей ни счастья, ни радости, ни наполненности, ни вдохновения, ни удовлетворенности.
Считаю более логичным оформить в отдельный пост мой ответ.
Там не к Вам лично негатив был выказан. Я высказывалась против сетевого попрошайничества как явления. Когда люди, которые на самом деле не находятся в безвыходном положении, клянчат деньги у читателей. Донаты собирают. Меня это страшно бесит и я всегда буду против попрошайничества, назови хоть каким красивым словом - донатничеством хоть, суть от названий не меняется. Это попрошайничество.
Вы себя подаёте как средний класс. Неоднократно о том сообщали в своем блоге. И при этом собирали деньги с народа, большая часть которого явно не средний класс, а беднота и нищета. О причинах, втравивших большинство населения России в бедность или в нищету - отдельный разговор. Но когда просит обеспеченный на прихоть - это не может не вызвать возмущения. Это аморально само по себе, безотносительно к личности. Ваш пример просто наиболее нагляден и очевиден, потому что у меня, к счастью, нет знакомых, клянчивших деньги в Сети.
Любое явление состоит из конкретных людей. Поэтому не надо высказываться против абстрактного явления - высказывайтесь против меня в частности.
Со мной ничего страшного от этого не случится, и явление вам не ответит - а я отвечу.
Далее, про "попрошайничество".
Вы слышали такое слово - благотворительность? То есть - творение блага.
Или charity по-английски, от латинского caritas - "дарить любовь".
В чем главный смысл благотворительности - почему некоторые люди, даже те, которые упакованы до конца жизни, занимаются благотворительностью? - на вашем языке: дают деньги и помогают разным попрошайкам.
Очень просто, потому что любовь - это единственная вещь, которую можно подарить, и при этом она же у тебя останется. И это как колодец - чем больше из него черпаешь - тем больше в нем чистой, свежей, проточной воды. (И наоборот - чем меньше черпаешь, тем вода более превращается в болото - опять болото всплыло, забавно, да? Спроста ли?).
Смысл благотворительности в том, что от нее выигрывают обе стороны. Одна сторона ("попрошайки" на вашем языке) получает поддержку в том, что им важно, другая сторона - как ее на вашем языке лучше всего назвать? - дураки, дебилы, богатые папики, богатенькие буратины, буржуйчики? - подскажите; другая сторона получает удовлетворение своего социального интереса - того самого, что Альфред Адлер, не самый последний деятель в области психологии, считал главным мотором созидательных взаимоотношений людей в социуме.
Благотворительность нужна дающим ровно так же, как она нужна принимающим, потому что она позволяет ощутить свою значимость, взаимосвязанность, сопричастность ко всему, что происходит вокруг в мире, и способность на это повлиять – то есть самые сильные, самые высокие ощущения, доступные человеку.
Люди отличаются от животных тем, что они не только часть природы, но и часть культуры.
А культура слагается из разных людей, каждый из которых в идеале должен иметь возможности для реализации именно своего таланта, именно своей божьей искры, ради которой он на этой земле.
И кто-то лучше всего зарабатывает деньги, а кто-то выращивает морковку. Кто-то лучше всего умеет подметать улицы. А кто-то ничего не умеет, и многие считают его бесполезным паразитом – но в час сумерек души, час отчаяния, крушения всех надежд – именно этот человек, и никто иной, сможет утешить, разделить горе, побыть собеседником и слушателем, пожалеть, отогреть душу, отвадить от самоубийства (во всех смыслах слова, от образного до буквального).
Это основный принцип гуманизма, столь немодного в наше время – в каждом человеке есть его божья искра, и если ее не видно – это не значит, что ее нет.
Человек не может реализоваться во всем одновременно – даже если у него ко многому есть таланты.
Люди выбирают, куда им податься, чем им заниматься.
И если кто-то, хорошо зарабатывающий деньги, пожертвовал ради этого ну, скажем, музыкой – нередко такой человек будет поддерживать тех, кто занимается музыкой – пожертвовав ради нее заработком денег.
Делая это не только для музыканта – но и для себя самого. Потому что не делая этого – он не чувствует причастности. А делая – чувствует.
И помогая – обогащает сам себя.
Вот и всё. Вся премудрость.
И поэтому то, что вам кажется попрошайничеством с моей конкретно стороны (за весь мир отвечать не могу, а за себя запросто) – это возможность дать многим людям почувствовать себя моим соавтором, моим сотворителем.
И тут совершенно неважно, есть ли у меня собственная финансовая возможность выпустить мою книгу, или нет её (а такое бывает – бывает сижу по нулям, да питаюсь пустыми макаронами). Дело лишь в том, что я приглашаю любого желающего подарить мне часть благодати – и получить её ответно.
Я прекрасно знаю, как это работает, потому что в равной мере выступаю как принимающей стороной, так и отдающей – на благотворительность я трачу весьма ощутимую часть всех своих заработков.
Я не могу сказать, что я трачу много или мало, потому как мои заработки – величина непостоянная, но если меня прёт – трачу десятками тысяч. Если не прёт, сижу по нулям – трачу символические сто, двести, триста рублей, отщипнув их от имеющегося.
Но делаю это не из какого-то там чувства долга, которое есть лишь разновидность чувства вины, а из того особенного удовольствия, ощущения сопричастности, которое оно дарит.
Поэтому – у меня нет обиды, есть лишь большое удивление.
В том числе оттого, что вы позиционируете себя как человек, много знающий о евреях, общающийся с ними – и это удивляет особенно – потому как евреи, и вообще еврейская культура, это самая-самая развитая цивилизация, которая владеет искусством благотворения.
Именно поэтому в еврейской культуре так много построено на щедрости, так много благотворительных организаций. И именно поэтому оные в целом не жалуются на бедность – потому что уж кто, а они лучше других знают, что нет ничего более выгодного, чем щедрость.
Чем больше денег и блага отдаешь – тем больше возвращается.
Вот и изумляет – я ведь рассказываю сейчас не бином Ньютона. Как можно было изучать евреев, наблюдать за ними, вникать в их философию, общаться с ними – и умудриться не заразиться их одним из главных умений, не перенять, которое составляет колоссальную часть их влиятельности и делает их, возможно, главным всемирным народом?
Как можно было свести столь богатое явление как благотворительность к какому-то «попрошайничеству»?
Это даже не «назло маме уши отморожу», это просто какое-то превозношение собственной скупости и бедности (не только в сугубо материальном смысле) в ранг какой-то мнимой добродетели – никому только не приносящей ни счастья, ни радости, ни наполненности, ни вдохновения, ни удовлетворенности.
Comments
Стойко увязано это современное явления лишь с попрошайничеством, причем заранее обдуманным, организованным и потому - довольно циничным.
Разница между нынешним сетевым попрошайничеством и традиционным - в том, что оно как бы виртуальное. А что виртуальное, то психологически воспринимается не совсем настоящим, и следовательно -не полновесным грехом, а так, незначительной мелочью. "Это же всё понарошку!" Отсюда, наверное, стойкое неприятие моей позиции, что клянчить всегда плохо, хоть реально, хоть виртуально. изменилась оболочка, инструменты, но не суть этого явления.
"Это даже не «назло маме уши отморожу», это просто какое-то превозношение собственной скупости и бедности (не только в сугубо материальном смысле) в ранг какой-то мнимой добродетели – никому только не приносящей ни счастья, ни радости, ни наполненности, ни вдохновения, ни удовлетворенности" - даже не сомневалась, что и этим меня будут бить. Я категорически против донатства не потому что мне, дескать, от этой системы ничего не светит и потому я ей решила противостоять, объявить попрошайничеством, порицать публично и т.д. Дело в том, что я считаю: если человек преподносит себя независимым - блоггером, журналистом, писателем и т.д. - то он должен оставаться независимым. И хранить эту свою независимость. А если этому якобы независимому блоггеру, журналисту, писателю и т.д. некие незнакомые лица будут деньги присылать - извините, это уже никакая не независимость. Потому что начинается материальная зависимость от этих поступлений. И могут ставиться условия. Которые уже исключают независимость.
Зависимость эта может быть неявной, требования могут мягко высказываться в виде просьб и пожеланий, санкции за их неисполнение могут не озвучиваться, но.... человек же понимает, что тогда в следующий раз могут и не перечислить. Это не напрямую, это не так, как треш-блоггеры, где за 500р. донатов готовы бить в прямо эфире, за несколько тысяч - уже убить. Это мягче и неочевидней. Но тоже зависимость.
"Как можно было не взять у евреев отношение к благотворительности" - так у евреев действительно развита исторически благотворительность, но это именно помощь на реальные нужды, а не исполнение собственных хотелок за чужой счёт да еще порой с оттенком откровенного вымогательства.
Сейчас донатство похоже на поведение, весьма наглое, поэта Серебряного века Тинякова, моего земляка. В 1920-е, поняв, что литература ему закрыта, решил стать профессиональным нищим и просить милостыню в месте усиленной концентрации своих бывших коллег. Тиняков не просил, а скорее вымогал, выклянчивал, чуть ли не выбивал деньги у своих боле удачливых коллег. Он приставал к ним, хамил, орал, если не был пьян, что с ним случалось редко - то все равно вёл себя хуже пьяного, матерился. Он выработал несколько способов заставить человека отдать ему деньги. И люди отдавали ему порой последние - потому что испытывали огромный стыд омерзение от его гнусного облика разложенца. Им было противно, они боялись даже думать о Тинякове, он был их страхом, их подсознанием - и они от него ОТКУПАЛИСЬ. Сами того не осознавая во многом. вспоминали потом - я не хотел дать ему денег, а все равно рука моя сунула ему деньги, не ставя в известность голову.
Модного тогда и хорошо зарабатывающего писателя Зощенко встреча с Тиняковым довела до нервного срыва. Он потом годы лечился, образ грязного нищего старика совпал с детским страхом Зощенко.
Эта тиняковщина расцвела в Сети махровым цветом и я ее ненавижу.
Edited at 2021-08-19 01:51 pm (UTC)
Не знаю, скорее всего такое бывает.
И чего?
Вымогательство - это всегда шантаж. "Дай денег, а не то я тебе...".
Ну и? А не то я тебе что? Чем может пригрозить злой интернетный вымогатель безымянному читателю?
Опять же - ну все же взрослые люди. У одних есть свобода просить денег, у других - не давать.
Если вас раздражает манера отдельных людей вывешивать платежные реквизиты в каждый чих (что скорее глупость, так как работает слабо) - ну, опять же, тут определитесь со своей позицией.
Раздражает - не читайте.
Хочется читать - терпите.
А то эта извечная ангельская позиция непорочной Гриши - пусть всякие писцы в интернете меня развлекают, строго определенным изысканным способом - а то я личностных качеств непростых, хю, но компенсации за свой труд, опыт, знания и время просить пусть не смеют. А не то барин (барыня) осерчать изволят - так и знайте.
Нет уж - это только кажется, что текстики в интернете - это бесплатно.
Хочется хорошего текста - будьте готовы за это платить. Не обязательно деньгами, но чем-то.
А если не хочется платить, по причине идеологической стойкости, то тогда извините - "были дешево билеты - будут дешево куплеты".
- А если этому якобы независимому блоггеру, журналисту, писателю и т.д. некие незнакомые лица будут деньги присылать - извините, это уже никакая не независимость. Потому что начинается материальная зависимость от этих поступлений. И могут ставиться условия. Которые уже исключают независимость.
То же самое: может начинаться материальная зависимость. А может и не начинаться.
Могут ставиться условия. И могу выполняться - а могут и не выполняться.
- так у евреев действительно развита исторически благотворительность, но это именно помощь на реальные нужды
Вот и удивительно, что из такого необъятного океана еврейской благотворительности отметилась лишь такая, крошечная, сиротская деталь.
Для меня истинный символ акта еврейской благотворительности, это Теодор Герцль, которому рассказали концепт еврейского государства. Который он внимательно выслушал, сказал, что ни на кроху не верит в реальность подобного плана - но денег дал. Много.
А то многие склонны считать, что поставили лайк (или дизлайк), и это есть невероятная помощь и поддержка.
Потом еще возмущенные попрекают - "да как вы посмели, я вас всегда так поддерживал! А вы - посмели не соответствовать моим ожиданиям!".
С донатами писателей вообще история интересная. Явление укоренилось, можно первые итоги подводить. Я понимаю, ОТЧЕГО донатство стало столь популярно. Лет 15 назад любой начинающий писатель надеялся, что раз такие-то смогли зарабатывать творчеством, то и остальным это счастье привалит рано или поздно. Сама мысль, что творчество - это хобби и в него предстоит вкладываться, ничего взамен не получая - их ужасала. Но издательства. чуя, к чему идёт дело, старались уже не рисковать, печатали только уже раскрученных авторов, в новые имена мало кто решался вкладывать. Ибо незачем. Литература заканчивается. Но писатели упрямо не признавали. И стали искать, как бы им коммерциализоваться, минуя издательства, но не бросая при этом любимое хобби. Те, кто набрал аудиторию - стали создавать фан-зону, круг прибиженных читателей, сначала на своих сайтах, потом пошли соцсети. И эти приближённые покупали право читать продолжения, получали за пожертвования недоступное другим.
А тут подоспела эра быстрых платежей и оказалось, что читатели могут перевести деньги писателю почти из любой точки мира. И понеслись просить донаты..... Писателям стало незачем унижаться перед издателями. Писатель стал зависим от своих читателей. Материально. И, понимая, что напиши нечто непривычное, то, что может не пойти, не понравиться - не переведут больше, начинает подстраиваться под то, что хотят от него. Угадывать эти желания. Эти писатели не продались издателям. Но их купили по-другом, навыворот. Они попали в новую ловушку, избежав старой ловушки.
Понаблюдав за этим процессом со стороны - могу ли считать донатство благотворительностью. если получающие донаты теряют свободу, теряют себя и подстраиваются под других ради продолжения подпитки?
Edited at 2021-08-19 02:34 pm (UTC)
Дальше - к чему подобные огульные обобщения?
Каждый преобразует мир в соответствии со своими особенностями, и один и тот же рецепт, примененный на разных личностях, даст разные результаты.
Как там, в "Острове сокровищ" у Стивенсона: "Каждый из нас получил свою долю сокровищ. Одни распорядились богатством умно, а другие, напротив, глупо, в соответствии со своим темпераментом".
Все примеры, которые вы описали - имеют место быть.
Но это как в случае с примером еврейской благотворительности - удивительно, как можно выхватить из огромной сокровищницы лишь одну детальку - и не заметить всего остального.
Мир намного более большой, и люди, слава богу, гораздо более разнообразнее.
В моей жизни, по крайней мере.
Вы словно из 19 века сюда явились.
Вот раньше хочешь, скажем, почитать про робототехнику - выписываешь журнал "Техника молодёжи". За деньги, конечно.
Или про путешествия - "Вокруг света", а то и путеводитель идёшь покупаешь.
Да и просто газетку почитать, расслабиться - надо было или купить в киоске, или уж подписаться.
И так про всё.
И почему-то деньги платить за качественно (не всегда) сделанный труд не считалось чем-то из ряда вон.
Собсно, я и отношусь к "донатам" как к покупке газеты. Человек проделал труд, может, съездил куда, изучил материалы, да просто пишет хорошо. Ну и почему бы его труд немного не компенсировать?
Что в этом постыдного-то?
Есть цикл фильмов, называется "Счастливые люди". Про удалённые места в России. Их снимали в основном на донаты, а сами фильмы выложены в свободном доступе в ютубе.
Я на весь цикл наткнулся когда съёмки уж несколько лет как были завершены - ну и после просмотра каждого цикла отправил по указанным в профиле реквизитам денежку.
А что, ведь в кино я же за билет плачу? А тут чем отличается?
Ну и в блогах тоже бывает доначу, если материалы сильно нравятся, либо помогли мне в разработке маршрута поездки, например.
А если с деньгами туго - ну так никто ж не заставляет донатить из серии "уберу всё под замок только для тех, кто заплатил". Так что без разницы, кому донат отправлять, Васе Пупкину, дояру из Шепетовки, сделавшему классный репортаж про технологии дойки коров, или Сергею Доле, у которого бабок куры не клюют, но тем не менее репортажи тоже интересные делает.
Edited at 2021-08-19 04:53 pm (UTC)
Но я против выклянчивания денег как масового явления. Когда в одном случае донаты необходимы и оправданы, но эту практику перенимают все кому не лень )
И про платные подписки у меня не сказано. Автор вправе. Вопрос только в том, что кризис и платежеспособная аудитория будет только сокращаться.
Кроме того, английская терминология замазывает суть явлений. Если бы называлось не донат, а подаяние, милостыня или еще как унизительно, а виш-лист честно обозначали б "мои хотелки" или "я незаслуженно требую себе" - многие б устыдились в этом участвовать.
Я бы сказал, что ни тем и не другим. В какой-то мере благодарностью, может быть.
Другое дело, что сейчас появилась масса новых финансовых инструментов и почти вся экономика уже строится на пользовании именно чужими деньгами. Ими пользуются, раз есть, не всегда осознавая суть и последствия. Массовость тех же потребительских кредитов сделала их вполне обычными. А ведь еще лет 15 назад на взявших кредит смотрели как на самоубийц (и во многом правильно смотрели). Но прошли годы, инструмент освоили, кредиты стали восприниматься нормой. То же с кредитными картами.
Донатство утверждалось не моментально. Я еще застала споры о том, стоит ли просить даже в замещение расходов - на поездки, например. И не все допускали для себя такую возможность. Или откладывали ее на неопределенный срок, боясь осуждения. Или что никто ничего не пришлёт. Это не было еще недавно нормой.
Но... год за годом я наблюдаю, как меняется отношение к выклянчиванию денег. Смотрят же не на себя, у нас общество еще во многом коллективистское, смотрят на других, видят - о, и этот блоггер выставил счёт, и тот, и еще, и еще, и постепенно мысль тоже попросить начинает восприниматься нормой. "Ну а что такого?"
Заметьте, я нигде не высказывала, что донаты просить В ВОЗМЕЩЕНИЕ собственных затрат - плохо. Но ведь донатов себе требуют и те, кто не вкладывался никак, а отдачи хочет просто потому что потратил личное время. Причем просят с непревзойдённым нахальством.
Поставить их на место, сказать "вы неправильно поступаете, это же потом по вам и ударит" - уже нельзя?
Есть такие люди, которые всегда хотят быть святее Папы Римского. Это говорит только о них самих и об их тараканах. Я такое морализаторство не люблю. Очень отдает ныне модным шеймингом в соцсетях за самые невинные и нормальные человеческие вещи.
И таким морализаторам мой ответ только один: а идите вы в сад. Не идут в сад - всегда есть Святой Банхаммер на крайняк.
(впрочем, тоже поморализаторствую и скажу, что было очень смешно, когда один небезызвестный тебе и мне блогер из около-АВПшной среды открыл фонд имени своего ника в жж. я туда даже отправил 100 рублей как-то. верю, что вообще-то он наверняка хороший парень, работящий, и что у него все хорошо сейчас)
Edited at 2021-08-20 06:28 pm (UTC)
И фонд его имени не пустует, потому как он один из единичных блоггеров, который не просто куда-то едет, а организовывает целую экспедицию, а после пишет материалы, достойные попадания в учебники и пособия по краеведению.
Так в чем проблема, если автор тоже предлагает такой же выбор?! Можно читать условно-бесплатно, можно платить деньгами напрямую. Это уже делает медиа-платформа для всех авторов и всех читателей, причем обычно платформа авторов, пардон, наебывает, так как авторов много, а популярных медийных платформ - мало. Если вам, как читателю, определенный автор ценен - поддерживайте его, если хотите читать больше. Термин "пожертвования" не совсем корректный, технически это предоплата за будущие статьи либо оплата за предыдущие, вот и все. Помесячные пожертвования как на патреоне означают, что вы довольно той периодичностью статей (видео, рисунков, чего угодно еще в качестве "творческого содержания"), которая есть и оцениваете ее для себя в указанную вами лично сумму.
Осудила я только то, когда, просят, не оправдываясь ни понесенными расходами, ни какими-то чрезвычайностями, когда это далеко не вопрос жизни и смерти, и не вопрос здоровья, и далеко не 1-я необходимость.
Мне слишком часто доводилось сталкиваться именно с выклянчиваниями донатов, при том, что просили не за контент, не на продолжение исследований, путешествий и т.п., а просто на дорогостоящие удовольствия, и не пытались это особо скрыть. Трудно этим не возмутиться.
А вот кто возмущался безумными доходами, тоже во многом неоправданными - ряда модных блоггеров с других платформ - их почему-то дружно поддерживают.
Настолько въелись двойные стандарты, что мне нельзя ничего вообще сказать, а остальным - да пожалуйста!
Edited at 2021-08-22 08:37 am (UTC)