Haydamak (haydamak) wrote,
Haydamak
haydamak

Categories:

Орёл. Вся Россия в одной фотографии





Саша Чебан alexcheban как-то делился мыслями о дорожной фотографии. О том, что очень интересно взять завалы собственных дорожных фотографий, посвященных какому-то месту, и начать понемногу уменьшать их число, отбирать избранное, оставляя только те, которые полно и зримо передают дух, обращают внимание на детали и настроение, выражают дух и дыхание эпохи.
Рано или поздно, путем терзаний, размышлений, сопоставлений, воспоминаний - окажется лишь десяток по настоящему удачных снимков, но зато именно они смогут рассказать обо всем.

Я стал этим пользоваться. Стал отбирать фотографии, которые мне нравятся. Потом исключать из этого числа те, с какими легко попрощаться. Потом те, с которыми попрощаться сложнее. Оставлять только самое типичное и настоящее.
Это увлекательно, это постоянный диалог с самим собой и осмысление самого себя.
Увлекательно довести сотню фотографий до концентрированных смыслом пятнадцати, а то и меньше.

Перебирал фотографии из Орла, задумался - Орел это уникальное такое российское среднее арифметическое - не богат, не беден, не румян, не бледен, не в шелках, ни в парче, а так - вообче.
Любой снимок Орла можно взять как за одну единицу по шкале смысла, как лицо России, как сосредоточение быта и культуры, примет эпохи.

Вот прилетел ко мне инопланетянин, и попросил - "Санёк, покажи мне какие-нибудь фотки России, чтобы я взглянул, и сразу что-то понял".
А я и знаю что ему показать.
"Смотри, друг Громозека - я покажу тебе Россию" где злодействует соловей


Все построенное в России красивое - все строилось купцами.
Потому что купеческие особняки строились на века.
Традиции строителей и ремесленников держались на имени. Сделав вещь мастер ставил на нее свое клеймо - это сделал я.
Известно, кто построил каждый из красивенных купеческих особняков.
С времени всепоглощающей коммуны и стадного труда эта традиция угасла. Мастера стали безымянными.


Как говорил ныне техасский эмигрант Юрий Дружников, про свою советскую Родину - "я родился в очереди".
В России привычка стоять в очереди. На это всегда находится уважительная и логичная причина - "не завезли, перерыв, не сделали, ждём, так все же стоят".
А еще все самое ценное продается не в магазинов. Самое свежее и востребованное до магазинов не доходит - оно продается с лотков.
Удивительное явление - люди, которые просто привозят машину добра куда-то на пятачок, среди протоптанных спонтанных дорожек, и просто начинают стихийную торговлю.




В России не принято строить пешеходные дорожки.
Строится новый район, проходит год, два, десять, двадцать. Дорожки вытаптываются естественным путем - там, где удобно.
Иногда эти дорожки мостят сперва плитками, а потом эти плитки колят ломом - зимой очень скользско, и чтобы на дачи не растащили.
Иногда на чиновников снисходит порывы облагодетельствования, и дорожки делаются. Но делаются не там, где ходят люди, а там, где они должны ходить по осмыслению чиновника.
Или делаются в местах, где они не нужны, но "зато красиво".
Нередко можно увидеть автобусную остановку, к которой дорожки в принципе не предусмотрены.
Иногда вытоптанные дорожки засеиваются травой, на пути ставятся заборы, мешающие ходить.
Кто-то выпиливает автогеном в заборах дыры, продолжает ходить, вытаптывая свежевысаженную траву, слышит крики тех, кто эту траву сеет, ставит эти заборчики, иногда доходит до драк.
Колоссальные силы уходят на свирепую войну.




В России, наверное, нет ни одного памятника, который был бы поставлен инициативой жителей, а не инициативой выслуживающегося начальства.
Орёл и Орловская область оказались в зоне поражения Чернобыля, но поскольку одарить каждого жителя города льготами было бы слишком расточительным, к решению незадачи подошли с бюрократической находчивостью - записали, что Орёл ядовитое облако не поразило, только деревни ровно вокруг.


Такое вот избирательное радиактивое облако - деревни поразило, а город, прямо по административной черте - нет.
Поэтому жители деревень под Орлом чернобыльские надбавки получают, а жители Орла фиг.
Установка памятников - это очень удобный способ для администрации распилить денег.
Выделено на памятник 100 рублей? Мы скульптору и мастерам дадим 15. Или десять - хватит с них, дармоедов. Остальное удивительным образом растворится среди радетелей, в унылых кабинетах с портретом молодого, еще румяного Путина без ботоксовых губ.
Так в Орле решили сделать памятник жертвам радиационных катастроф.
Но, очевидно, пожадничали, скульптору и мастерам отдали даже не 10 рублей, а пять. Основной проект сделан не был, деньги растворились, на остатки денег спешно нашли хоть кого-то, кто за эти деньги согласился сделать хоть что-то.
Настал день открытия. Собрался народ, чиновники, звучат пафосные речи. Потом сдернули тряпку с новооткрытого памятника.
Повисла напряженнейшая тишина. Взору изумленных горожан предстала розовая печень пораженная железными прутьями.
Ныне памятник, по имени тогдашнего губернатора, ласково называют печенью Строева. Хотя официально он - жертвам радиационных катастроф


Хотя самая неприкаянная порода памятников, это гипсовые.
Они вообще проклятые, не нужны никому, неприласканные дети, неизвестных ваятелей.
Руки расплющило катком.


В России беда с визуальной культурой.
На все и про всё есть один стиль - дебильно-мультяшный.
Почему-то считается, что он кому-то нравится. Кто-то вообразил, что это мило.
Уж совершенно точно все оформители уверены, что нет ничего кроме.
Я знаю только одного человека, у которого стиль советских мультиков вызывает умиление. У всех остальных он вызывает только блевоту


Иногда визуальная культура уходит в полный психодел.
Парикмахерская.
Я думаю мухомор у ног Колобка не случаен.






Городской пляж


Невероятно развитая система запретов без предложения альтернатив








Россия - страна с непредсказуемым прошлым.
Иногда кажется, что всё самое лучшее у России уже было, и никогда больше не повторится.
Поэтому будущее в России возбуждает мало. О нем думают с легким раздражением и скучной ленцой. Будущее в России неаппетитное.

"Долго спустя я понял, что русские люди, по нищете и скудности жизни своей, вообще любят забавляться горем, играют им, как дети, и редко стыдятся быть несчастными" (с) М.Горький "Детство"


Зато в России есть прошлое, в котором велик соблазн застрять.


Даже смерть - и то словно повод посмаковать то, что было в прошлом.
Поэтому нигде я не видел более удивительных могил.
Девушка на фоне Саяно-Шушенской ГЭС, такая словно в анкете знакомств


Так и просится на могилу мотоцикл


Так и просится на могилу Жигули-шестерка. О чем еще, вправду, рассказать?


Мне повезло - мой дед, прошедший Великую Отечественную, остался жив.
Три ранения, медали за отвагу, минометные войска, 8 лет службы в Красной Армии после 9 мая 1945-го.
Он был говорлив, но про войну вспоминать не любил.
Как-то пришли к нему юные пионеры, попросили рассказать, о его славных подвигах и о том, как он за их мирное небо воевал. А он им честно сказал - "нет на войне ничего славного. Война это низменность, грязь, отупение, озверение, самые худшие человеческие стороны. Война это когда несешь на спине друга с оторванными ногами. Война это голод, вши и страх".


Он не любил День Победы. Он ленился забрать медали, которые ему полагались по праву. Когда их ему занесли домой, он их взял, а потом сделал из них грузило для удочки.
Он плевался когда произносились звонкие речи, наполненные лживым пафосом.
Он воевал за то, чтобы война кончилась. Чтобы эта мерзкая страница ушла и закрылась. А вышло так, что из войны устроили истерию, раздули святость, убедили сами себя в каком-то благородстве войны, которого не было и не могло быть.
Он не дал себя обмануть.
И я это хорошо запомнил - не бывает благородных войн. Любая война это грязь, тупость и низменность, где просыпаются самые мерзкие грани человеческой души.








Окно и стеклопакет в форме креста






Короче, если у вас стоит прикладная задачу - познакомить, скажем, иностранца с Россией - привозите его в Орёл.






Спросит он вас - какая она, Россия?
А вы ему сразу - а вот такая!




Это всё, что ему достаточно знать.


Tags: Rosseûško-Matuško, Битие определяет сознание, Путешествия, Сказки народов мира как зеркало души
Subscribe
promo haydamak november 2, 2017 16:21 3
Buy for 100 tokens
Я Александр "haydamak" Бутенко, и у меня много ипостасей, писательство - одна из них. Да, я пишу книги, мне это нравится, моим читателям тоже, и я намереваюсь какое-то время делать это и впредь. Что это за книги? Рассказываю про "Если бы Конфуций был блондинкой". Мои книги возможно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments