Haydamak (haydamak) wrote,
Haydamak
haydamak

Categories:

Сочи. Железная дорога вдоль моря




В Сочи я был первый раз еще ребенком.
Хорошо запомнил дорогу туда на поезде, двое суток из Москвы - как в Ростовской области уже начинали ощущаться юга, как рано утром поезд нырнул в высокие Кавказские горы, петлял по ущельям, вдоль рек, уходил в тень вершин.
Иногда за окном мелькали будки охраны, с назойливыми, на миг ослеплявшими фонарями, и становилось черно как у негра в заднице - поезд нырял в туннель.
Попутчики посапывали, эхо усиливало грохот перестука колес, звенела в жестяном подстаканнике ложка. Поблескивали фольгой на столике останки распятой курицы.
Я лежал на второй полке, положив на руки подбородок, и жадно впитывал происходящее


Потом помню чудо - в районе Туапсе поезд вдруг выскакивал на побережье. Море искрилось и резало глаз, слоилась утренняя дымка, предвестник зноя.


С одной стороны нависали горы, по склонам которым цеплялись разномастные домики.


С другой расстилались пляжи, палатки, машины с тентами, щуплые фигурки усатых мужичков в чехольного вида плавках и щедрых формами баб, в мешках-подойниках на необъятных грудях.
Плескались дети, дымили костерки, радужным однопололюбным флагом пестрели спасательные круги с головами утят.
Уходили в камни волнорезы, которые облизывали набеги воды.




Я прилипал намертво, то к одному окну, то к другому.

Впитывал как губка такие непохожие на равнинный быт домики - из щитков, чуть ли не из коробок, с выносными лестницами, с сушащимися на солнце полотенцами, с вальяжно сибаритствующими на верандах


Пил запоем безумные горные реки, со своим буйным нравом, которые то журчат себе по камням, оставляя широкие прогалины в изумрудной зелени, то сразу, по паводку, заливающие стихией весь огромный бетонный арык


И конечно же море. Море-море, мир пиздонный


Я с детства поражался тому, что везде живут люди.
Я и до сих пор этому поражаюсь.


До сих пор по миру езжу чтобы изумляться и изумляться - и здесь люди живут. И здесь устраиваются, изобретают свой быт, заимствуют повадки, меняют свою сущность переселенцы.


Я смотрел на новый мне город и места, и понимал, что я еще совсем не знаю этих людей, которые тут живут, и не знаю нрав этих мест - несмотря на то, что мы в одной стране и на одном языке говорим.


Дорога спускалась порой под самый-самый берег - я страстно желал, чтобы дорога прошла так, чтобы в окно прилетели солёные брызги


Вообще, многие железную дорогу Большого Сочи, самого длинного российского агломерата (не города, а агломерата - самым длинным российским городом был и продолжает оставаться Волгоград), вытянувшегося на 145 километров, вплоть до границы с Абхазией, считают одновременно и единственной трассой, и проклятием


Потому что железная дорога идет вдоль моря практически везде, очень редко и ненадолго убегая вглубь, и тем самым нет ни одного пляжа единственного российского субтропика, где нет шанса услышать гул громыхающего мимо товарняка, стелящего цементную пыль на бронзовый загар отдыхающих


Ходили разговоры о том, чтобы как-то увести эту дорогу от побережья, но как ее уведешь?
Вон строили ветку до Красной Поляны, через горы, чтобы до Олимпийского парка легко доезжать - так и то угрохали на это такие деньги и силы, что рехнуться просто.




Ни одна долбежка туннелей сквозь горы и построение бесчисленных виадуков не компенсирует моря без железной дороги


Тут и та что есть - очень сложная, что была в построении, что ныне в обслуживании.

Я знаю, из первых источников - по странному стечению обстоятельств, руку и знания к обеспечению электрофикации данного участка пути приложила моя родительница, когда училась в Днепропетровском университете путей сообщения, инженеры разных факультетов которого Сочи и обслуживали.

Тут и то что сделано сделать - титанический труд и дерзость.

Где-то это туннели, как под улицами и домами центральной части города


Где-то сползающие участки, где опасны камнепады и оползни.

Где-то каменистый берег, где и пройти места не хватает, не то железнодорожные пути проложить


Где-то приходится пересекать обширные горные реки - Мзымта, одна из самых широких и бурных.
Это вы не смотрите, что она еле на солнце блестит - во времена разлива весь этот арык заполняется до краев, а вода из прозрачной становится бурой и грязной - тянет за собой всё, что собрала в горах, яростно выллевывая всё в синее море, отчетливо крася его в два цвета с четкой градацией


Река Сочи (да-да, это город в честь реки, не наоборот)


Колоритнейшая река Дагомыс, у самого устья которой тесными рядами выстроена "Венеция" - узкие и высокие домики, первый этаж которых вровень с водой и с собственной пристанью.


Или не Венеция, а азиатские речные городки, как где-нибудь в Таиланде - похоже ведь?


Но вообще - это я излагаю распространенные претензии, а лично ко мне они не относятся - мне напротив, очень нравится железная дорога Сочи именно в том виде, в котором она есть


Именно из-за неповторимого колорита, из-за смешения курорта и просто еще одного города для жизни, где течет своя в том числе и индустриальная жизнь


Из-за нелубочности, из-за разрывов шаблона


Да еще и из-за банального удобства - автомобильная дорога Большого Сочи не имеет, наверное, ни одного ровного участка - сплошные перевалы, повороты, карабканья вверх, при надсадно гудящем моторе, сплошные спуски на пониженных передачах.
Фуры, с трудом вворачивающиеся в крутые изгибы серпантина, стена с одной стороны, пропасть с другой.
Такая, дорога не для слабого вестибулярного аппарата.


А железная дорога идет напрямик, по наикороткому участку.


В общем-то недорогая, в целом ежель разобраться. Иногда дешевле автобуса выходит.
А еще в качестве электричек тут используются исключительно новенькие "Ласточки".

В которых не курят, есть цивильный туалет, мягкие кресла, моднейшие прибамбасы - ну просто Европа Европой


Еще и под Олимпиаду выстроили целые дворцы - вокзал Адлера это, знаете, не вокзал Адлера, а прямо целая Ницца, тем паче что и море, и горы, и пальмы недалеки от упоительно-роскошного колорита Лазурного берега Франции




Остановки объявляются на два языка - по русски и английски. Круто, круче только в Казани, где в метро на трех языках - русском, английском и татарском.
По русски объявляет девушка. По английски - мужик с сумасшедшим акцентом - можно просто ездить чтобы слушать его невероятные интонации - "некст стэйшн... (пауза) Ллаао!" (это когда Лоо проезжаешь). Или - "некст стэйшн - Суочи!" (как будто с двух рук экспрессивно выкидывает игральные кости). Или - "некст стэйшн - Гуорный Вуоздух!" - произносит так, словно в этот момент в восторге распахивает навстречу гуорному вуоздуху руки.


Уч-Дере произносит так, как будто это мудрый дервиш, теребя бороду, рассказывает отроку какую-то восточную притчу.
А мое самое любимое - Дагомыс. О-о, это надо слышать. Делает после "некст стейшн" паузу, а потом так презрительно, по слогам - Да-го-мысс - наверное точно таким же тоном кавказские актеры произносят на сцене монологи Гамлета или оглашают приговор деревенских старейшин - "ты украл у Гиви барашка, и теперь, по закону гор, ты будешь... Да-го-мысс!..."


На станции Дагомыс, когда не проедешь, в одной и той же позе скучает солдатик.
К Олимпиаде обзавели каждую станцию урнами для раздельного сбора мусора.


Подъемники для инвалидов, кнопка вызова для лифтеров этого агрегата


Европа-Европа, блин.

Хотя есть и моменты, которые не Европа-не Европа - во первых, в несезон весьма скудное расписание - днем целые многочасовые провалы.
Приехал куда-нибудь - бабах, и завис.
И ладно еще если завис на нормальной станции, а если в наискучнейшем Олимпийском парке, так туши свет


А еще - народ каждый день мотается в Центральный Сочи на работу, каждый день проходя знаменитый, известный лично и по советским открыткам каждому знаменитый Сочинский вокзал в пальмах, с башней со знаками Зодиака


В часы пик поезд набивается так, что сидишь друг у друга на головах.


А еще - можно усадить народ в новый поезд, но культурный уровень контингента остается прежним - поезд проезжает безумной красоты места, за окном искрится море - счастье хоть иногда побывать в этом великолепии, не то что знать прикуп, и жить в Сочи постоянно

Но море местным уже надоело, они его не видят, а по вагону несутся громкие - у южан не принято снижать тон - разговоры, о том как Витя трахнул Люсю, о том, как в поликлинике делали клизму, и вышли почему-то не коричневые какушки, а слегка с зеленоватым оттенком и жировыми лужицами - сочувствующие тут же подключаются - да-да, у меня тоже так же, сперва реденьким какала, с шкурками помидорок, а сегодня почему-то тверденьким, с жировой лужицей и без помидорных шкурок.
Горячие абхазские джигиты громко слушают кавказский попс-армагеддон, каждый орёт в телефонную трубку, младенцы истошно вопят, до блевоты противно сюсюкающие тетеньки тычут им в лицо толстыми пальцами, отчего те вопят еще громче и отчаянней. ("Убе-е-е-ейте меня-я-а-а!...")


Эх люди-люди-человеки - каждый день жить и бытовать в одном из прекраснейших мест земного шара, и совершенно этого не ценить.
Как там недавно в интервью я делился, на вопрос случалось ли со мной что-то сверхестественное, чудесное и необъяснимое - я думаю сверхъестественное и необъяснимое происходит с нами каждый день, и тут скорее вопрос – а умеем ли мы видеть чудеса? Достаточно хлесткий и вместе с тем меткий сюжет был в «Южном парке», где Христос пришел второй раз на землю, но его никто не замечает. Видят, но не придают ему значения. Все так заняты своими делами, скорбят о прошлом или тревожатся о будущем, что не замечают чуда, которое происходит прямо здесь и прямо сейчас.

С чудесами и необъяснимым также – насколько мы умеем отключать излишне рационализаторскую голову и включать сердце и детское любопытство. Что для нас важнее – быть правым в споре или быть счастливым?


Поэтому - по вагону идет галдеж, а я изумленный пялюсь в окно, на проплывающие за окном чудеса.


Удивительные домики для отдыхающих - единственные дома в России, где изначально не предусмотрено зимнего отопления




Мамайка (звучит как родственница бабайки, или как мама-ямайка), пригород центрального Сочи - в советское время тут была деревня со скотовозными домиками для непритязательных курортников, сейчас тут выстроили россыпь новых, бетонно-стеклянных пансионатов и квартир для инвестиций


Ровного места в Мацесте мало, оттого станция еще с советского времени стоит под автомобильным мостом. Можно было строить без крыши.
Кто знает, что было выстроено первее - дом под мостом или мост над домом?


Ох, если бы этой железной дороги не было - её стоило бы придумать


Даже поселился я специально в Лоо так, чтобы железная дорога была прямо-прямо за окном кухни.
Знаете ли вы, что это за кайф - пить на кухне чай, заедать печеньками - с одной стороны море.

А с другой - железная дорога.


И пройдет эдак, знаете, экспресс на Москву, увозя курортников, а им помашешь рукой, и останешься.


Знал бы прикуп - жил бы в Лоо Сочи.


И обязательно рядом с железной дорогой. Обязательно.


Железная дорога:



По дорогам Шри-Ланки
Железная дорога Таиланда
Таиланд. Транспорт Бангкока
Южная Корея. Сеульское метро
Транспорт Гонконга
Малайзия. Куала Лумпур
Железная дорога Швейцарии
Железная дорога Германии
Германия. Эссен
Железная дорога Монако и Лазурного берега Франции

Украина:
Ивано-Франковская обл. Карпаты
Закарпатье

Россия:
Москва. В районе Студенческой
Курская магнитная аномалия. Михайловский рудник - поезд в жерло Ада
Россия глазами швейцарца - поезд по России, идёт и идёт, поезд по России - сто грамм и вперёд


Tags: Rosseûško-Matuško, Далеко бежит дорога, Подводная лодка в степях Украины, Прекрасно я щетаю, Путешествия
Subscribe
promo haydamak november 2, 2017 16:21 3
Buy for 100 tokens
Я Александр "haydamak" Бутенко, и у меня много ипостасей, писательство - одна из них. Да, я пишу книги, мне это нравится, моим читателям тоже, и я намереваюсь какое-то время делать это и впредь. Что это за книги? Рассказываю про "Если бы Конфуций был блондинкой". Мои книги возможно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →