Haydamak (haydamak) wrote,
Haydamak
haydamak

Categories:

Через Долину Царей



Я не бывал на Алтае.
Побываю. У меня четкое предчувствие, что мне понравится.
А пока я не видал Чуйского тракта - самая впечатляющая российская дорога, что я знаю - это в Туву через Саяны, через Долину Царей.


Перегон от Абакана, Хакасии


И до Кызыла


Дорога неплохая, но дикая, через безлюдные Ергаки, через перевал, именуемый на жаргоне местных "полкой".


Если на "полке" бушует буран, и машины не решаются идти дальше даже на колесных цепях, чтобы не ухнуть в пропасть, то республика оказывается отрезанной от остальной России.
Причем по обе стороны гор сложно порой даже предположить, что дорога там, вверху, непроходима. Может светить солнце, на небе ни облачка.

После затяжной комы ожил вновь аэропорт Кызыла, приняв недавно, после долгой тишины, прямой рейс из Москвы.
Но рейс пробный. Пока не слишком уверены в его регулярности. Летают лишь потому, что за экзотичность и труднодоступность регион приравнен к условиям Крайнего Севера, и авиакомпаниям, которые обслуживают такие направления, доплачивают из федерального бюджета.
А полоса в аэропорту Кызыла по прежнему никакущая - садиться на такую полосу - гарантированно скоро убить самолёт.
Это у Норильска, например, такая же беда - пассажиров хоть отбавляй, но летают только те компании, которым не жалко убивать на местной убитой полосе свои борта.

В Туве лежит самый богатый угольный разрез мира.
Но он совершенно изолирован, и оттого невостребован. Да, он полностью покрывает местные нужды - в городе нет газа, всё топится углем, отчего зимой снег покрывается сажей. И запах этот угольный, знаете такой? Как после пожарища. Дым отечества сладок и приятен.

Китайцы сперва думали тянуть железнодорожную ветку - с того края границы, через Монголию.
Но не стали. Сейчас и нефть не сильно в мире котируется, везде ее избыток, к ужасу российского бюджетника, а уж уголь переть через Монголию - и вовсе рентабельность под вопросом.

Долгое время железнодорожная ветка в Кызыл через Саяны, 400 км по горам, была утопическим проектом на котором пиарились разные дельцы.
Беспроигрышный ход - пообещать железную дорогу, а потом развести руками.
А еще, масштабы бюджетного воровства в Туве просто невероятные, это очень изящный способ выманить государственных инвестиций, быстренько их освоить, вновь развести руками, как в том анекдоте про старую клячу - "ну не шмогла я, мужик, ну не шмогла!..."

Если бы железка состоялась - она прошла бы через Долину Царей.
Может и хорошо, что она не состоялась. А с нынешними временами, далеких от тучных, и не состоится.

Долина Царей - мистическое место. Здесь до сих пор лежит в курганах скифское золото.
И тут живут тувинцы - удивительный, замкнутый народ.
Самый поздний субъект, вошедший в СССР - всего лишь в недалеком 1943-м году. Некоторые старики еще помнят Туву независимым государством, Урянхайским краем. И тувинцы - с бронзовыми, непроницаемыми лицами - единственный народ России с нерусифицированными именами.

"Большую часть времени, проведенного в Туве, меня не покидало ощущение, что весь остальной мир к России относится так же, как мы к тувинцам. Мы для них загадочные дикари с непонятными цивилизованному европейцу принципами жизни и врожденной жестокостью, которые по ка­кому-то недоразумению живут на богатой полезными ископаемыми земле. И единственное, что у нас есть хорошего, — это самобытная культура. Поэтому любое вмешательство извне будет этим аборигенам только во благо. Так что по большому счету ничем от тувинцев мы не отличаемся. По крайней мере в глазах иностранцев. Пока мы во второй раз пытаемся колонизировать Туву, кто-то пытается колонизировать нас." (с) тут


Да, спросите вы - а какое отношение скифы, чье золото сейчас сотнями килограммов лежит в земле долины, вообще имеют к этим землям?
Не спрашивайте меня, здесь давно вопросов больше чем ответов.

Ну и пусть пока полежат ответы на вопросы в этой мистической земле. Железная дорога ее не потревожит. А тувинцы охотники и скотоводы - не станут тревожить землю попусту.
Никогда еще ответы на вопросы, связанные с золотом, не приносили никому счастья.


Колонизация вновь отложена.

Tags: Rosseûško-Matuško, Далеко бежит дорога, Путешествия, Сказки народов мира как зеркало души
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Трасса М-54. Красноярск-Кызыл

    Через тайгу, через степь, через холмы, через Саяны, через Долину Царей, где до сих пор под курганами лежит скифское золото. По Красноярскому…

  • Кызыл

    Эх, воистину славен град Кызыл при хорошей погоде! (с) классик Город Кызыл, я весь твой (с) питерский классик Тува - самый молодой, самый бедный…

  • Трасса М-54. Абакан-Кызыл

    Одна из целых двух дорог связывающих Тыву с остальной Россией. Упирается в Монголию. Одна из самых живописных дорог из виданных мной. И дело не…

promo haydamak november 2, 2017 16:21 3
Buy for 100 tokens
Я Александр "haydamak" Бутенко, и у меня много ипостасей, писательство - одна из них. Да, я пишу книги, мне это нравится, моим читателям тоже, и я намереваюсь какое-то время делать это и впредь. Что это за книги? Рассказываю про "Если бы Конфуций был блондинкой". Мои книги возможно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments