Haydamak (haydamak) wrote,
Haydamak
haydamak

Category:

Кино и немцы. Как я снимался в фильме



Иду я, значит, по Гранатному переулку, никого не трогаю, починяю примус




И вдруг, у готичной усадьбы, где ныне Дом архитектора (губа у архитекторов не дура, блин, славный будынок отграбастали) - толчея, сполохи, суета суёт (и чепуха чепух) и полное светопреставление.


Навстречу бегут мужики в кепках, руками машут, не пущают - перегородили весь переулок, снимают кино.
Подъехала тачка, подбежали к ней ряженые репортёры, пыхнула ретро-фотовспышка.
Из машины мадам, толпа одолевает ее репортерскими глупейшими вопросами


Я никогда не понимал - какой смысл задавать сразу влёт столько расспросов, из серии "герцогиня, это вы убили герцога Альбенбаххера?!".
Да, вот если она убила - прямо вот тут вам на пороге и расскажет, ага.


Отъехала каретка с камерой, мужики на заднем фоне создают антураж, стаскивают с грузовичка антикварные часы.


Место хорошее выбрали, фактурное.
Что за фильм, кстати, знает кто?

Меня всегда впечатляло, сколько вообще людей задействовано на съемках ("и каждый жрать хочет!" - как недобро любила прибавлять при виде на любую толпу моя бабушка).


Впечатляло, что самого дубля - считанные секунды, а подготовки к нему - порой на часы.
Ходят ряженые, с озабоченным видом поправляют софиты осветители, монтируют рельсы для камеры подсобные мужички, катаются операторы.
Гримеры постоянно обметают специальными кисточками лица - излишняя потливость - враг киноактера.

Вы вообще хотели когда-нибудь стать киноактером? Я только порноактером, да и то, как узнал про то, как на самом деле снимается порно, так задумался, надо ли оно мне.
Одно дело порно как искусство, другое - скучные, рутинные съемки долбежных видеорядов, в перерывах между которыми устало курят несчастные голые люди.
Недаром меня профессиональное порно давно не интересует (в противовес к повышенному интересу к любителям).

Еще есть огромная разница между киноактером и театральным актером - и последнее мне более интересно.
Театральный актер вживается в образ, выходит на сцену, и проживает там другую жизнь.
А киноактеру важнее умение входить-выходить, включаться-выключаться.
Кадр идет считанные секунды - включиться на них. Как только прозвучало "стоп, снято!" - выключиться.
Это не лучше, не хуже, это просто иная специфика.

Есть актеры, которые и на театральной сцене хороши, и на съемочной площадке.
А есть те, которые однозадачные. Хороши в чем-то одном, и совершенно мимо в другом.
Это Андрей Соколов (Сергей в "Маленькой Вере") такой, например - вижу его перед камерой - красава, молодец, по щелчку ныряет в роль, по щелчку выныривает. Прирожденный киноактер.
А на театральной сцене, в Ленкоме три раза его видел, во "Всё оплачено", в "Пролетая над гнездом кукушки", и еще в чем-то, "Визит дамы", кажется - не то. Чего-то не хватает, запала какого-то, гипнотического актерского транса.

У вас были какие-то взаимодействия с киношным миром вообще? Может имели, или имеете, отношение, может снимались где? Может знакомы с кем-то с киноэкрана?

У меня есть специфический опыт - я снимался в главной роли в целых двух фильмах.
Правда актеров там всего двое, каждому по 16-17 лет, из оборудования - видеокамера и кассетный магнитофон, и съемки происходили в глухих хуторах Волгоградской области, но, с другой стороны - фильмы получились в имеющихся условиях весьма крутыми.

У меня в видеозаписях ВКонтакте гляньте - Князь Добрыня и Сын Добрыни

Короче, рассказываю - уезжал я на лето к бабушке, общался там со своими троюродными братьями, которые тоже, в свою очередь, приезжали к своим бабушкам (сестрам моей бабушки - Санта-Барбара, да).
Отец моего троюродного брательника Дрюши был директором завода в Сарове (Арзамас-16), связанным, правда, не с ядерной физикой, с которой в городе, ядерном центре России, связано почти всё, а с выпуском передвижных будок-ларьков, на которые, учитывая размах мелко-челночной торговли, спрос был изрядный.
Ну, подарили ему, как директору, видеокамеру - вещь на то время просто за гранью человеческой роскоши.
Ясное дело - поигрались немного, покорчили в объектив рожи, помахали руками и остыли.

Дрюша камеру у родителей изъял, не встретив сопротивления. И предложил мне снять фильм.

Что за фильм - мы, разумеется, не знали. Решили что-нибудь про супергероя, который вновь спасает мир (ибо больше некому), попутно прокатив все штампы из дико популярных тогда боевиков.
Начали придумывать примерный концепт - и как-то родилось несколько абсурдное и скоморошье словосочетание Князь Добрыня - она тогда нас веселило так, что приступить к съемкам мы смогли только на следующий день - безобразно ржали как кони.

Первый кадр решили записать просто посмотреть, как оно выйдет - залезли для того на чердак.
У меня был кассетный магнитофон, и штук 15 кассет. Поставили Sepultura "The Curse", где шумит ветер, бьют апокалиптичные колокола и зачитывает демонский голос что-то про теннис в Зимбабве (ну правда, слышится что-то про теннис в Зимбабве). Я снимал и "переводил" текст гнусавым голосом Володарского.
Дрюша распахнул крышку входа на чердак и демонически появился, символизируя прибытие Сил Зла на Землю через магический портал.
(Князь Добрыня, 2:15 - второй кадр в фильме, после вступления от рассказчика).
Полученный кадр нас так впечатлил, что мы продолжили немедля.

Сценарий придумывали по ходу. Многие сюжетные ходы по ходу пьесы перестали вязаться друг с другом - пришлось придумывать новых персонажей и новые объяснения.
Кстати о персонажах - актеров было на хозяйстве всего два - собственно я и собственно Дрюша.
А нам пришлось играть всех, ВСЕХ кто есть в фильме.
Поэтому главное не то, какой сейчас актер в кадре, а как он выглядит - Добрыня ходит в майке Kiss, Император Тьмы - в майке Металлики (шорты на Императоре Тьмы - это фигня. Майка Металлики есть? Есть - значит это Император). Крестьяне - в кепках, рыцари - в балахонах и с тяпками (в качестве оружия).
Один раз у нас, правда, мелькает массовка, для обозначения крестьянского восстания Стеньки Разина, и в кадре появляется одновременно аж 3 человека - приспособили к делу еще одного троюродного брата, Антона, и уличного собрата из соседнего двора, по кличке Румын (оба персонажа, Антон и Румын, появятся в фильме, в качестве Воинов Тьмы).
Иногда мы их приглашали просто посидеть в кадре, но потом выяснили, что можно нарядить стул или что-то еще неодушевленное, а в камере конечный вид примерно одинаков.
Поэтому мы часто в кадр, для создания иллюзии многолюдности, затаскивали так называемые наряженные "пеньки".

Напоминаю, это время, когда слово интернет - это что-то из области далёкого будущего из "Терний к звездам". У нас была камера, специальный адаптер, благодаря которому кассету видеокамеры можно было смотреть на видеомагнитофоне.
Возможности как-либо наложить звук позже не было - всё, что мы снимали, мы снимали одновременно с играющим магнитофоном.
Магнитофон-кассетник - у него западала клавиша и звук становился глухим. Приходилось придерживать пальцем клавишу play, или вставлять туда, как шпингалет, специальный кусок пластмассы.
Музыки было мало - подбирали звукосопровождение из того, что было.
Кассета для видеокамеры была всего одна, а купить еще одну в той глуши не было возможным - это очень стесняло и ухудшало качество отснятых дублей.

Снимали мы фильм в общей сложности полтора месяца.
Съемки происходили в двух хуторах и их окрестностях.
Засветили частные дома, дворы, огороды, станцию по ремонту комбайнов (я, глядя в камеру, эффектно отшвыриваю в сторону перед боем снятую с головы кепку - она попадает прямехонько в бак с мазутом).
Железную дорогу (в сцене драки на рельсах чуть не сломал себе колено), два пруда, силосную яму, развалины коровника и полевого аэродрома - в общем всё, что можно было найти.

В фильме два крутых трюка - оба раза каскадером был я - падал с крыши (Князь Добрыня, 30:20).
Опаснее было второе падение - я чуть не покалечился, но, досадно, самый опасный трюк вовсе не выглядит самым зрелищным.
Это как в фильмах с Джекки Чаном - смотришь неудачные дубли, и выясняется, что какой-нибудь завораживающий трюк он сделал с первого раза, а на каком-нибудь проходном моменте, который в фильме две-три секунды, мало кем заметные, в очередной раз изломался. (Был когда в Предъямском замке в Словении, где снимались "Доспехи бога", так посмотрел с какой башни он на съемках прыгал - вот же псих!).
Кстати про Джекки Чана - больше всего в его фильмах (за исключением совершенно поразившего меня "Инцидента в Синдзюку", где Джекки Чан внезапно выступает режиссер и остро драматический актер, без тени комедии) мне нравятся финальные титры - оттого что, кто знает? - правильно, параллельно идёт подборка лучших неудачных дублей.
Разумеется - мы сделали такую же. Неудачных дублей много - в основном (как мы поняли на съемках Джекки Чана и посочувствовали ему!) из-за смеха.

Смеха и правда много - драматический кадр, сидит крестьянин на пожарище своей деревни. К нему подходит главный герой, и только крестьянин готовится пожаловаться на горькую судьбину - в кадр вбегает развеселый пёс Тузик. Мы в ржач, Дрюша подскакивает, хватает старческую трость как клюшку для гольфа, и готовится Тузика из кадра выпульнуть - ржем еще дольше.
Звуки выстрелов у нас имитировал детский китайский пистолет-пищалка - перепутали мы звук, и в кадре, вместо размашистого "бух!" звучит совершенно издевательское "пиу-пиу-пиу!". Мы в ржач.

В день - один-два-три кадра. Редко больше.
Иногда просто физически можно было снять только один кадр в сутки - например со сценой боя, когда противники прямо в одежде падают в воду озера - озеро было далеко, доехать сподручно лишь один раз за день - а второй дубль со сценой падения в воду уже не снимешь - одежда мокрая. Так мы три дня и ездили снимать один дубль - две попытки вышли неудачными.
Я понимаю теперь, как идут съемки - два часа подготовки и пять секунд дубль.

Работы было уйма. Она, конечно, счастье, азарт, восторг, упоительная игра, но объективно - трудно фильмы снимать. Я это хорошо теперь знаю.
Зато какое было счастье, когда работа была закончена!
Там была еще адская работа по монтажу - записывать с одной кассеты видеомагнитофона на другую, возиться по полчаса порой с пятисекундными дублями.
Но я никогда не забуду того ликования, когда мы гордо пригласили всю деревню на кинопремьеру, и кинопремьера прошла на ура.

Фильм мгновенно стал культовым.
Надо понимать - это время, когда нет интернета, нет компьютеров - только-только в каждом доме по видаку появилось.
А тут - целый фильм, на видео, большой, цельный, веселый - мы проснулись знаменитыми. Фильм знакомые смотрели целыми компаниями. Мы вдохновили на эксперименты.
Фильм переписывали, я записал на три аудиокассеты отдельно весь фильма саундтрек.
Несколько раз меня узнали незнакомые люди. Много раз я слышал цитаты, мгновенно из фильма растасканные ("Да ты, отрок, непослушник?! Тогда ты умрешь!", "Они разрушили мой замок, они растоптали мою честь. Они поработили мой народ. Они спёрли мои сапоги..." - на самом деле мы просто банально не нашли для съемок сапог, и пришлось злодейства Императора Тьмы над поверженным рыцарем расписать еще и так).
Много раз устраивались показы, где я жал на паузу после каждого дубля, при процессе просмотра, и рассказывал длинную историю - а как этот дубль снимался. Народ слушал затаив дыхание.

Фурор от фильма был столь велик, что на следующее лето мы как-то уже и не сомневались - будем снимать вторую серию.
Лучше подготовились, и технически, и морально, и опыт уже огромный.
Если про первый фильм сомневались, то про второй сомнений не было - сдюжим.
И сдюжили - на следующее лето появился "Сын Добрыни" - более лихой, развязный, абсурдный.

Культ продолжался. Фан-клуб процветал.

Сейчас прошло с "Сына Добрыни" 17 (!) лет. Фильм не потерял своего очарования, просто сейчас фильм может на гаджет записать любой школьник, и ему не надо ни уклоняться от глушащего звук ветра, прижимая клавишу магнитофона, не надо сидеть по ночам, переписывая отснятые дубли с рабочей кассеты.
Но я то помню истинную цену трудов, поэтому до сих пор фильмом горжусь.

Я не умею заливать фильмы на ютуб, или еще куда-то, поэтому снова даю ссылку на ВКонтакте - у меня в видеозаписях "Князь Добрыня" (первый фильм) и "Сын Добрыни" (снят годом позже).

А вы когда-нибудь в кино снимались?

Tags: Rosseûško-Matuško, В детство ясноокое плацкартный билет, Искренне ваш, Когда я вырасту то буду таким же, Московия, Мухи творчества, Опыт - сын ошибок трудных, Подводная лодка в степях Украины, Прекрасно я щетаю, Проба пера, Путешествия, Я кончел
Subscribe
promo haydamak ноябрь 2, 2017 16:21 3
Buy for 100 tokens
Я Александр "haydamak" Бутенко, и у меня много ипостасей, писательство - одна из них. Да, я пишу книги, мне это нравится, моим читателям тоже, и я намереваюсь какое-то время делать это и впредь. Что это за книги? Рассказываю про "Если бы Конфуций был блондинкой". Мои книги возможно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments