Haydamak (haydamak) wrote,
Haydamak
haydamak

Categories:

Мурманская обл. Российский Мордор



Я могу понять масштабы очарованности творчеством Толкиена и разгул толкиенистов - в основном безобидных, но совершенно чокнутых.
Толкиен создал волшебный мир, где каждый может вообразить себя героем. Будь ты хоть мохноногий хоббит, нрава кроткого.

Вообще культовыми фигурами становятся те, кто умеет дать утешение тоскующей душе. Кто сможет утолить в ней романтический голод.
Именно поэтому одни авторы становятся объектами поклонения - они дарят миры, где души романтиков получают утоление рвущей жажды, а жизнь обретает ореол неуловимого смысла. А другие - другие остаются просто авторами.

Причем романтизировать можно совершенно по разному. Это уж авторский стиль, у каждого свой.
В чем культовый статус Цоя, как вы думаете? А он просто-напросто взял обыденную рутину и тоскующего обывателя в ней - и сделал его героем своей реальности. Романтизировал те вещи, которые изначально просто вещи, просто быт.
Можно выйти из котельной на морозный воздух, и закурить горькую папиросу. Как делают тысячи тысяч. Не придавая этому больше смысла, чем просто еще одна выкуренная папироса.
А можно выйти из котельной на морозный воздух, закурить горькую папиросу, и пропеть: "Доброе утро, последний герой! Доброе утро, тебе и таким как ты".
Физическая реальность - та же самая. Действия - те же самые. Смердунство папиросы - то же самое.
Что изменилось? Романтическая основа появилась!
Можно курить папиросу, и быть просто смердуном на морозе. А можно курить папиросу, и быть последним героем, нежить душу этой сладкой романтической тоской.
Цой подарил мир, где любой обыватель мог стать "последним героем" - просто взять и стать им. И уже совсем по иному светились тогда в домах окна. Совсем по иному звучали собственные шаги.

Это очень такое человеческое - дарить себе иллюзию смысла. Наделять смыслом хоть что-то, чтобы не сойти от нигилизма с ума.

Толкиен дал это - подарил мир, где каждая душа могла найти себе виртуальное пристанище.
Я застал толкиенистские игрища в подростковье - самого меня это коснулось мало, это было не более чем игрой, но для других это была не игра.
Люди преображались. Они на самом деле начинали верить в то, что кругом не лес в Калужской области, а сказочный, а сами они - вовсе и не люди. Глаза становились потусторонними, это был настоящий подростковый побег от реальности. Прыжок неустойчивой психики.

Да, в это время психологический гнёт сильнее всего - конец школы, поступление в институты, родительские научения. Впереди взрослая жизнь, которая ассоциируется только с пиджаками, оплывшими телами в них, идиотскими, тухлыми, неинтересными разговорами о биржах, погоде и мебели. Подростки в это время сбегают - кто из под опеки, кто из дома, а кто и из жизни.

Толкиенисты-подростки - дети из хороших семей, в основной своей массе. Дети воспитанные, дети умные и дети, которые задавлены непомерным грузом родительских и общественных ожиданий. Слишком многого от них ждут и хотят.
От них ждут мгновенных успехов в областях жизни, с которыми их никто, кстати сказать, не познакомил.
Многие не выдерживают такого груза. Смертельно боятся не оправдать ожиданий.

На игрищах было весело - если абстрагироваться от фанатизма некоторых, кто быстро терял связь с реальностью.
Прикольно было, что в орки шли в основном молодые и щуплые. А в хоббиты - большие, татуированные мужики.
Они себе даже прозвище аббревиатурой придумали - ДШБХ - "Десантно-штурмовая бригада хоббитов". Надо было видеть, как разъяренные хоббиты выскакивали из лодок, и легко брали Мордор штурмом.

Впрочем, Мордор (палаточная база, окруженная стеной старых покрышек), был тем еще местом - мы как-то пошли (я тоже с хоббитами тусил) вдвоем в разведку, и случайно добрели до Мордора. Нас оттуда окликивает часовой - "стоять, кто идёт, кто такие?". Мы отвечаем, откель мы будем, кто мы родом. Он нас внезапно - "вы объявляете осадное положение?".
Такой вопрос мне задали первый раз в жизни, и я отчетливо ощутил, что вряд ли в жизни представится еще подобный шанс.
- "Объявляем!"
Часовой перегнулся к себе через стену: "Ребята, мы на осадном положении!".

Так два хоббита, случайно забредшие не туда в разведке, мимоходом объявили осадное положение Мордору.
В список странных фактов обо мне можно вносить еще и этот - я объявлял осадное положение Мордору - кто еще может таким похвастаться?




Что до меня, то я творчество Толкиена не люблю - оно кажется мне невероятно нудным и скучным.
Я скорее не из удовольствия, а чтобы разбираться в матчасти, прочел-таки "Властелина колец", радостно выдохнув, когда он наконец-то закончился.
"Сильмариллион" меня разозлил - лучше учить латынь, чем этот бессмысленный справочник - ценнее будет.
"Хоббит: туда и обратно" вызвал раздражение своей сказочностью, причем откровенно слабой и нудной, где упор не на сюжет, не на изящность ходов, а на натужные фантазии и дотошное перечисление никому не интересных родственных перипетий.


Что меня удивляло - масштаб фанатения по Толкиену среди приверженцев металл-музыки.
Во-первых странно оттого, что есть творцы более подходящие духу металла - тот же Лавкрафт, как по мне, так просто идеальный писатель, созвучный с металлом - но масштабы почитания его творчества несоизмеримо меньшие.
Во-вторых исходит из "во-первых": Толкиен - ревностный христианин, а абсолютное большинство металл-групп, использующие артефакты его мира - открыто антихристианские.

Разве лишь симпатии всегда распределяются более логично, нежели Толкиеновский набор рекомендуемых "хороших" эльфов, от хорошести которых тошнит, и "плохих" орков, которые напротив, завораживают своей необузданной, дикой, варварской силой.
Как сказала одна девушка - они маскулинные, их чуть отмыть, привести в порядок - и загляденье будет, мужик в постель.

Когда я ездил по Мурманскому Заполярью, средь гор, покрытых редким ягелем, я всё себе представлял кочующие орды урук-хаев






А за поворотом ленты дороги, всё мерещился Ородруин, разевающий своё огненное жерло (фотоаппарат, со сбитой цветовой матрицей, произвольно выдающий в кадр кислотные цвета, подыграл)


(Дорога и правда лежит, словно лента - словно размотали серый рулон, да набросили на редколесную тундру, переходящую кое-где на высокогорьях в арктическую пустыню)


Но Ородруина тут нет, и вообще огнедышащих гор нет


Хибины - слишком старые горы. Отдышали своё


Оттого они воистину седые и низкие - сточились от долгого бытия


Им, горам, 1 миллиард лет.
Я еще раз произнесу, это с первого раза, знаю, не доходит - один миллиард лет. Один. Миллиард. Лет.

Это одни из самых старых гор на планете.
Не знаю как у вас, а у меня в голове не укладывается - речь даже о динозаврах не идёт - миллиард лет назад появились лишь только первые многоклеточные организмы. А эти горы уже были. Весь цикл развития живой жизни, от одноклеточных, до современных - всё это время эти горы уже были - вот здесь


Это одни из самых завораживающих, самых зловещих, самых внушительных гор - они гипнотизируют своей древностью


Да, люди приложили к ним свою руку с кайлом


К Кировску, городу в предгорьях, присоединился рудный поселок с саамским именем Кукисвумчорр - окруженный Хибинами с трех сторон - они вздымаются, ломаными стенами, а их седые головы прячутся в злом тумане


Люди грызут горы, а горы понемногу мстят - сводят людей с ума.


С другой стороны предгорий Хибин люди тоже грызут горы - добывают открытым способом никель.
Две-три сотни лет такой работы - и миллиардный срок жизни Хибин может завершится. Их просто сроют под основание


Останутся лишь горы отработанной породы




И (печально) знаменитая техногенная пустошь




Образовалась она близ Мончегорского никелевого комбината


Как добывают никель - добытую в карьерах руду везут на горно-обогатительный комбинат. Потом в плавильные печи - и из руды жгут-выжигают ценные металлы.


А побочный продукт - сера. Она выбрасывается прямо в воздух.
Дальше она смешивается с влагой - и на землю проливаются дожди из слабого раствора серной кислоты


Да, это ад, детка. Это российский Мордор, земля, выжженная серой, где в радиусе 40-50 километров нет ни одного живого дерева.


Если когда-нибудь отечественный кинематограф возжелает переплюнуть Голливуд, с его Новой Зеландией - не знаю, что насчет эльфятника - но Мордор я вам, господа режиссеры, уже нашел


Пользуйтесь.


Tags: Rosseûško-Matuško, Далеко бежит дорога, Путешествия, Сон разума рождающий чудовищ
Subscribe
promo haydamak november 2, 2017 16:21 3
Buy for 100 tokens
Я Александр "haydamak" Бутенко, и у меня много ипостасей, писательство - одна из них. Да, я пишу книги, мне это нравится, моим читателям тоже, и я намереваюсь какое-то время делать это и впредь. Что это за книги? Рассказываю про "Если бы Конфуций был блондинкой". Мои книги возможно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments