?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Учитель и армянин




Когда ехал на Байкал, познакомился с двумя мужичками.
Один школьный учитель из Казани, другой армянин из Петрозаводска.

Школьный учитель ехал на Ольхон в пятый раз - каждый год он приезжает туда с палаткой, живет дикарем, ловит рыбу, медитирует у костра, зарастает окладистой бородой.
Армянин ехал в первый раз. В столице Карелии у него прогорел бизнес. Он удрал от кредиторов, и решил поступить нестандартно - просветлиться на Ольхоне, а там... а там будет видно, что дальше.

Армянин представился, как это нередко водится, русским именем, изменив свое, оставив лишь заглавную букву. Терпеть не могу!
Дано человеку имя - ну и представься им.
Был у меня один знакомый, ГБ-шник в летах, Мансур Салахутдинович. Так сам представлялся Михаилом Сергеевичем.
Есть знакомая Файля Амировна - представляется Фаиной Андреевной. Зачем?!
Кто-то переломится человека его нареченным именем назвать?
Даже не знаю, чего здесь больше - дебилизма или шовинизма, но определенно из этого что-то одно.

Школьный учитель был неплохим, в общем-то, мужичком, но с ярко выраженной учительской профдеформацией - привычкой доносить любую мысль как истину в последней инстанции.
Армянин был скользже, с двойным дном. Но хотя бы проповедовать не принимался.

Армянин попивал водочку и коньяк - за приезд, за отъезд, за просветление.
Учитель гордо блюл здоровье, нравственное и физическое. Трезвость как норма жизни.
Рассказывал что-то про гиперборейцев, про то, как наши предки до ста лет жили, на молоке да каше, ну и прочий анастасийский бред, в который, как любой экопоселенец, свято сам верил.

Они сошлись, волна и камень, лёд и пламень. Так, как сходятся непохожие люди.
Спорили о чем-то увлеченно.
Точнее - не спорили. Учитель доносил мысль, снисходительно называл армянина Фомой неверующим.
Хотя тот ни разу ему не перечил, только лишь кивал, приговаривая с акцентом: - "Так, всё так. На молоке и каше, по сто лет жили, так..."

Учитель - голубоглазый, высокий, поджарый. Пышная шевелюра.
Армянин - с вершок, лысый череп. У него была привычка присесть, положив подбородок на руку, и барабанить пальцами по блестящей лысине.

Армянин ходил в церковь. Делал это во многом напоказ.
Учитель всем своим видом показывал, что он великодушно прощает человечеству его маленькие слабости.

Армянин снимал комнатку в бурятском доме, рядом со мной.
Учитель жил в палатке, но приходил к нему в гости.
- "К природе, Аркадий, к природе быть ближе надо!" - все убеждал - "успеешь в четырех стенах пожить, эх, Фома неверующий!"
- "Так, всё так!" - кивал армянин - "Природа - мать, ближе к ней надо быть".
После чего выпивал стопочку коньяка.
Учитель пил травяной чай. Глиняную кружку приносил свою - экологически чистая, он говорил.

Однажды армянин, больше предпочитавший слушать, вдруг начал рассказывать какую-то свою историю - о Армении, о своем деде. Вспомнил озеро Севан, глядя на воды Байкала - вдруг в нем впервые промелькнуло что-то настоящее, человеческое. Отрешенные глаза вдруг заблестели карим огнем.
Первый раз рассказывал он - путано как-то, непоследовательно, но с душой.
Учитель слушал молча, потом неодобрительно хмыкнул, допил чай, вскоре собрался и ушел к себе в палатку.

Больше в гости не приходил.
Армянин все так же попивал коньячок. Я слышал, как он иногда вздыхает и цокает языком в соседней комнате.
Иногда гремела фляжка.

Учитель с армянином еще много раз пересекались - ну, Хужир - центр притяжения, тем более жили мы у самой Шаманки, место ходовое. Природа природой, но консервы в сельпо никто не отменял.
Вежливо здоровались. Но учитель уже не проповедовал. Словно обиделся на что-то. Но вновь великодушно простил людям их маленькие слабости.

Армянин шел в одну сторону холма, учитель в другую. Я смотрел им вслед.
- "Так и не познакомились" - подумал.

promo haydamak november 2, 2017 16:21 3
Buy for 100 tokens
Я Александр "haydamak" Бутенко, и у меня много ипостасей, писательство - одна из них. Да, я пишу книги, мне это нравится, моим читателям тоже, и я намереваюсь какое-то время делать это и впредь. Что это за книги? Рассказываю про "Если бы Конфуций был блондинкой". Мои книги возможно…

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
shurashurochka
Jan. 7th, 2016 12:23 am (UTC)
> Кто-то переломится человека его нареченным именем назвать?
> Даже не знаю, чего здесь больше - дебилизма или шовинизма, но определенно из этого что-то одно.

«С местным именем/фамилией проще найти работу,» — это мне недавно поведал без пяти минут тесть. Я не стал с ним спорить — это довоьно распространенное мнение, чо.

ЗБ вот хочет менять и имя, и фамилию на что-нибудь исконно шведское по тем же причинам. Хотел, по кайней мере. Я над ним смеялся: «Называй себя как хочешь, только у тебя на морде написано, что ты казах!»
haydamak
Jan. 7th, 2016 07:01 am (UTC)
Вспоминаю ныне покойного шведа Куортона, культовую личность моего детства, и его фразу из интервью - "я пару лет прожил с девушкой из Португалии - она так и не просекла, какая вообще разница между шведами, финнами и норвегами")
morchich
Jan. 7th, 2016 09:39 am (UTC)
одинраз только встречал коверканье имени, обьяснялось тем, что почем зря, в суе, священное имя Мухамед не гоняется. В остальном как-то назывались своими все местные армяне, ингуши, сирийцы и т.д.

Edited at 2016-01-07 09:39 am (UTC)
haydamak
Jan. 7th, 2016 01:44 pm (UTC)
Да ладно, в Дагестане,впечатление складывается, каждый второй - Магомед, и в любом месте Дагестана можно крикнуть "эй, Мага!" - и половина голов обернется
morchich
Jan. 7th, 2016 01:57 pm (UTC)
ну, за шо купил у Магомета, как говорится, за то и продал) там мож соплеменникам можно, иноверцам - не) этого не знаю. Может зависит от глубины религиозности
haydamak
Jan. 7th, 2016 05:20 pm (UTC)
Не, мои Магомеды откликаются на Магу легко.
seakonst
Jan. 7th, 2016 12:50 pm (UTC)
По поводу истории ничего умного не скажу. А вот насчёт имён (армянских, татарских) - это настолько распространено, что и внимания не обращаю. Человек заботится о других, старается, чтобы тебе с ним было легче общаться. А ты фыркаешь.
haydamak
Jan. 7th, 2016 01:42 pm (UTC)
По поводу истории я сам ничего умного не скажу.

А что касается легкости - ну вот хоть убей, не вижу чем Мансур сложнее Михаила, Файля Фаины, а Аршак Аркадия
seakonst
Jan. 7th, 2016 01:47 pm (UTC)
Это ты простые примеры привёл. А бывают и сложные.
aboutromania
Jan. 7th, 2016 03:45 pm (UTC)
Мда.... А представь себе, что армянин сразу бы в поезде армянским именем назвался. Так бы и ехали молча всю дорогу до Байкала. Ну или началась бы лекция учителя, типа: Мисроп (например) это ПО-НАШЕМУ Миша, что ли? Ну, значит Миша? И т.д. и т.п. Я щас скажу очень неприятную вещь, поэтому заранее извиняюсь дичайше, но только у русских я наблюдал (сейчас уже нет, потому что не живу среди них) такое упёртое, простецкое, бесцеремонное желание всё переиначить под себя, на свой лад. Влезть в душу и потоптаться там. Я даже представить не могу, что было бы если бы ты там назвался (по приколу) Олександром или какой-нибудь Микола с Житомира посмел бы НЕ назваться Николаем. Хай, наверное, поднялся бы знатный. Извини ещё раз за резкость.
haydamak
Jan. 7th, 2016 05:19 pm (UTC)
Ты у меня извинений просишь за что, в качестве кого и как у кого?

У русских, как социума, как народа, сильно сбиты психологические границы. Я не буду углубляться в дебри психологии, что это такое - информации достаточно. Да и причины отчего, они, границы, сбиты - тоже,в общем-то, понятны.
Это панибратство - отсюда.
Я понимаю, что это скорее беда, нежели вина, но меня это естественным образом бесит.

И за других говорить не буду, но я всегда в начале знакомства зову человека тем именем, которым он представился. Назвался Мыколой - буду звать Мыколой. Сержем - буду звать Сержем.Сергеем Илларионовичем - буду звать Сергеем Илларионовичем.

А добровольное изменение собственного имени под нужды абстрактных НАШИХ - это как добровольное согласие на насилие, и тут у меня начинает кипеть пролетарская ненависть.
aboutromania
Jan. 8th, 2016 01:07 pm (UTC)
Я у тебя прошу прощения за то, что выдаю недипломатичный обобщённый комментарий о народе, представителем коего я не являюсь. И, к тому же, прошу извинений, потому что подозреваю, что у тебя в семье есть представители народа, о котором я тут высказываюсь, да и вообще, ты же в России живёшь. Вдруг в тебе гражданская гордость взыграет. Или другие твои знакомые начнут тебя спрашивать что-то типа: я чё этот муль на русских городит, а ты его терпишь. Тебе ж от этого только неприятности. А так... я извинился, и ты руки умыл...
haydamak
Jan. 8th, 2016 03:08 pm (UTC)
Какой-то крайне сложный церемониал)
aboutromania
Jan. 10th, 2016 04:24 pm (UTC)
Дипломатия, хуйли :-)
( 14 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2020
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel