Помните фильм был такой, про Алису - "Лиловый шар". Вышел на волне успеха "Гостьи из будущего", но ни на пол-шишечки к успеху своего собрата не приблизился.
Там очень классное, совершенно зловещее начало - про обезлюдевший корабль космических странников, которые везли на Землю бактериологическое оружие, в виде лилового шара, возбуждающее ненависть и, как это сейчас принято говорить, розжиг национальной и классовой.
Да сами, косорукие, напортачили, разбили один из шаров, да остервенело перебили друг друга на борту.
Меня завораживали кадры их бойни, горящие, падающие человеческие фигуры. Постановка в советских декорациях наоборот, совершенно внезапно, придавала действу налет особого, злого, метафизического сюра.
А еще их корабль - седой, древний, заброшенный, дрейфующий в пучинах космоса. Черный скелет, лишь с горящим алым глазом, мертвенно скитающийся тысячи лет.
Ехал я однажды, в очередной раз, по трассе Р-92, которую считаю одной из самых охренительных и аутентичных во Срединной Руси.
Проехал Калугу, через Оку (её на этой дороге знай много раз пересекаешь) и там она вскоре, трасса то бишь, и начинается.
Она удивительная - какая-то очень пустынная, вместе с тем колоритная.
Попутчиков мало. Встречных тоже.
Что ни деревня иль поселок - друг на друга не похожи, совершенно свои.
Холмы, удивительные холмы, красоты - боже ты мой, вновь сравню с Румынией, которую, за неимением иного, более убедительного, ныне считаю самой колоритной страной для загородных автовояжей.
А еще - очень тихо. Останавливаешь машину, выходишь - а тишина аж звенит.
Удивительно - до Москвы, с ее пульсирующим, горящим сердцем, всего-то две сотни с хвостиком километров. А словно на другую планету успел уехать. Как-то совершенно не верится, что в мире существуют какие-то мегаполисы, когда по этой дороге едешь.
Погода была дождевая, небо хмурое, то накрапывал дождь, но ненадолго отступал.
Окончилась Калужская область, началась Тульская, самый первейший пункт, еще границу областей глазом держишь - поселок Песоченский.
И вдруг... И вдруг - флэшбек.
Холодное поле, стоит полуразрушенная башня.
И странно так разрушена - сбоку, как будто чья-то демонская исполинская рука поскребла, выскребая кирпичи.
А прямо в дорогу смотрит зловещий камень - как в сказаниях былинных. "Направо пойдешь, налево пойдешь...".
На камне - прямо как по заказу для меня, исторического резидента московского района Митино - надпись таковая же. И дата - 1531 год.
И - как же это описать не знаю - горит из под камня мистический, яркий алый огонь.
Я остановился.
Она, та самая особая тишина этой трассы - лишь ветер издали прошелестит, и да всё смолкнет.
Зябкий ветерок ранней, холодной весны, когда еще не взяла зелень управу, и земля только-только опосля снега забеременела.
И что-то очень мистичное и зловещее - действительно, из под камня горит огонь.
Я стою в тишине, и смотрю в алый огонь. Камень смотрит на меня, немигающе, неотступно.
Высится башня. Хмурые, дождевые сумерки, затянутое грязноватым свинцом небо.
Что это?
Я вспомнил "Лиловый шар". Тот самый корабль космических странников, как он в зловещей тишине, безлюдный, слепой, покинутый, плывет, брошенный, в пучинах Вселенной, освещая лишь пространство своим хищным красным огнем.
И здесь - то же самое. Что-то невероятно завораживающее.
Я не помню, сколько я так, загипнотизированный, простоял.
Надо было ехать. Поехал дальше.
Поселок колоритный, памятнику под стать, но вот тоже - разруха разрухой
Это уже потом я начал наводить справки, и удивился богатой истории этого места - деревня Митино известна с 16 века. А с 18-го века, и последующие лет 200 - здесь крупный чугунолитейный завод.
В том числе его называли, по имени деревни, Митин заводом.
Работали на нем, в основном, местные крестьяне, поэтому до Революции завод работал не круглогодично - на самое жаркое сельскохозяйственное время рабочие разбредались по своим наделам.
Топливо завод требовал много. Когда его строили, то не беспокоились на этот счет - древесины кругом было много, а потом в Тульской области и уголь пошли свой разрабатывать - качества такого, среднего, но для завода сойдет.
Но за 200 лет этот ресурс хорошенько выбрали, своего не осталось, и в советское время сюда везли уже донбасский уголь.
Делали утюги, сковороды, горшки, котлы, задвижки, колосники.
Затем начали делать гири - помните знаменитые советские весы, типа "Тюмень", на которых, вестимо, хоть раз любого советского гражданина, да обвесили? Помните? Во-от.
А помните гири к этим весам? Суровые такие болванки, а на них клеймо - "МЗ". Помните? Ну так вот - МЗ - это Митин завод, из Песоченского.
Да, вот так все переплелось.
Что с ним стало ныне? Да то же самое, что и с космическими скитальцами из "Лилового шара" - перебили друг друга. Фигурально выражаясь, конечно, но с фактическим результатом.
Нет больше Митин завода. Лишь обрушенная башня, да камень, освещающий тишину лиловым светом. Завораживающий шальных путников.
Да, возвращаясь к фильму, о Митин заводе мне уже сказать боле нечего - зачин у "Лилового шара" был отличный, интригующий, но остальное исполнение и развитие сюжета, где переодетый в Громозеку Вячеслав Невинный и где летающие тарелки, подвешенные на плохо скрытых лесках, снуют средь ватных мудил, изображающих персонажей русских сказок - полный трэш и фуфло.
Такое же разочарование у меня было лишь один раз позже в жизни, когда я прочел "Пикник на обочине" Стругацких, пришел в восторг, и начал читать "Понедельник начинается в субботу", которых не хвалил ну разве что очень мертвый и очень ленивый. Ну и, разумеется, жестоко разочаровался, потому что, особенно на контрасте с "Пикником..." - ну чепуха какая-то неинтересная, дурь на постном масле.
Замах на рубль, а выхлоп на копейку.
Эх...
Ладно. В какой-то момент призраки косящего на меня лилового глаза отпустили меня, утеряли над моими членами власть, и я поехал восвояси дальше.
Journal information