Мою голову сегодня, думаю о том произведени Введенского, где четыре умирающих рассказывают о своей смерти и присутствуют четыре ангела - Тумир, Чумир, Зумир и Кумир. А потом вдруг всплыло в памяти "Москва-Петушки", и подумалось, что и к этому произведению четыре ангела-проводника в смерть вполне применимы. Нет, я в курсе, что "Москву-Петушки" только ленивый не рассматривал как мистическое произведение (см. например "Икстлан-Петушки"), но только сегодня я заметила, насколько явно эти четверо идут через всё произведение и как хорошо они замаскированы.
Два раза эти четверо всплывают в качестве воспоминаний Вени из прошлого: первый раз это ЧЕТВЕРО в комнате в Орехово-Зуево, куда Веня подселяется пятым, второй раз - это ЧЕТВЕРО работяг, у которых Веня становится бригадиром. В пути Веня общается с ЧЕТЫРЬМЯ сущностями: это контролёр Семёныч, Сфинкс, камердинер Пётр и царь Митридат (который весь в соплях и с ножом). И убивают его в конце тоже ЧЕТВЕРО, те самые четверо.
Что касается этих четверых, фигурирующих в воспоминаниях, то они на тот момент ещё не приглашают к смерти - они только знакомят героя с разными сторонами мира и самого себя. В первом случае они заставляют его принять и проявить свою плотскую сущность ("с тех пор, как ты у нас поселился, мы никто ни разу не видели, чтобы ты в туалет пошёл!"). Во втором случае, став бригадиром четверых, Веня пытается их просвещать и изучать их сущность с помощью индивидуальных графиков. Возможно, именно этого делать не стоило - это как бы вторжение в потусторонний мир: общаться общайся, но некоторых вещей о них знать нельзя. Но это только догадка.
Теперь о мистических сущностях, встретившихся в пути. Те, с кем Веня пьёт и беседует - безусловно, живые (и их не четверо, их пятеро, с ним шестеро - как раз сколько вмещает стандартное "купе" электрички). Но потом появляется кое-кто уже не совсем человеческой природы - Семёныч. Контролёр Семёныч косит под живого человека - во всяком случае, живые его видят и могут с ним говорить. Но он является проводником и связистом между двумя мирами - миром загробным и миром живых, поэтому ему нужна двойная сущность - его видят и живые, и мёртвые. У него, как и у остальных троих, встреченных в пути, есть чёткая функция - хранитель времени. Завершились последние сутки из отмеренных тысячи и одной ночи, история исчерпана, время кончилось. Семёныч как хранитель времени появляется в последний раз, слушает последнюю историю, выманивает героя в тамбур (тамбур - как некий порог между мирами) и выходит на станции Орехово-Зуево (та самая станция, где Веня впервые повстречал своих четырёх), а там переходит из мира живых в загробный мир, становясь там узнаваемым, своим, мёртвым (стукнулся головой о перила, упал, залил всё красным - вполне себе узнаваемая ритуальная смерть для перехода в мир иной).
Посредник между мирами и хранитель времени исчезает, и живое время на этом останавливается. После этого Веня отключается, а просыпается уже в узнаваемом загробном мире. Верее, в чём-то вроде его преддверия. Наступила тьма, электричка идёт в другую сторону, живых не наблюдается. Но когда герой находит живых и пытается спросить, где они едут, они явно его не видят, они видят что-то другое, каждый своё. И они, конечно, не могут ответить на его вопрос о местонахождении: ему не положено больше попадать в мир живых.
Следующий из потустороннего мира - это Сфинкс. Если ревизор Семёныч - хранитель времени, то Сфинкс - это страж ворот. Он честно предупреждает, что не пропустит героя, если он не разгадает пять загадок. Из пяти загадок герой не разгадывает ни одной, и тем окончательно закрывает себе проход в мир живых.
Потом он встречает женщину, и это последний живой человек, с которым он общается. Женщина - из мира живых (что доказывает её фраза-обращение - она тоже обращается не к нему, а к какому-то Андрею Михайловичу, как и предыдущие встреченные живые после символического перехода героя в засмертный мир начинают называть его то "милой странницей", то "товарищем лейтенантом"), и она неспроста вся в чёрном и плачет. Она оплакивает его - классическая фигура: женщина, провожающая в смерть. Изначально герой ехал в Петушки к женщине во имя любви, но последняя встреченная им женщина является плакальщицей. Кстати, вошла она в Орехове-Зуеве, всё там же, где Веня символически перешёл в мир иной. Всё верно: переходишь в мир иной - появляется плакальщица.
Третий посланец загробного мира - это камердинер Пётр. Его функция - хранитель огня, хранитель света (помните, он зажигает канделябры?). Под конец канделябры символично гаснут - хранитель огня жизни даёт понять, что всё, огонь угасает, больше не будет ни света, ни тепла, они полагаются только живым. После встречи с хранителем огня, когда гаснут канделябры, герой уже не может согреться, что бы он ни делал, помните, он там мёрзнет и колотится в двери живых, а живые его не пускают.
Ну и последняя сущность - Царь Митридат, сущность, карающая тех, кто преступает границу. Страж ворот Сфинкс запретил проход, герой пытается нарушить запрет и встречается с вооружённым охранником - вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана - причём Митридат ведёт вполне пустую беседу с героем до тех пор, пока тот не задаёт на свою голову контрольный вопрос - а зачем тебе нож? И получает ответ: зарезать тебя, вот зачем. То есть герой опять пытается изучать потусторонних сущностей и опять узнаёт то, чего живым знать нельзя.
Кстати, в пути ещё Веня общается с ангелами, но сколько их - нигде ни разу не указано...
Ну а потом Веня встречает всех четверых разом и только теперь всё понимает - "я их сразу узнал, я вам объяснять не буду, кто эти четверо", говорит он. Для обыкновенного убийства человека в таком состоянии хватило бы одного, но их - четверо, не просто так. И в финальной сцене они идут к нему - убивать его - босиком. Почему они разулись? Снятие обуви - разрыв контакта с земным и причастность к миру иному, символ ритуальной чистоты. У этого действа есть ещё разные символические смыслы, но этот - основной. И только в самом конце становится понятно, что и всё повествование ведётся из загробного мира - человек вспоминает свою смерть, совершенно как персонажи Введенского. Четыре ангела, четыре сущности, всё совпало.
Два раза эти четверо всплывают в качестве воспоминаний Вени из прошлого: первый раз это ЧЕТВЕРО в комнате в Орехово-Зуево, куда Веня подселяется пятым, второй раз - это ЧЕТВЕРО работяг, у которых Веня становится бригадиром. В пути Веня общается с ЧЕТЫРЬМЯ сущностями: это контролёр Семёныч, Сфинкс, камердинер Пётр и царь Митридат (который весь в соплях и с ножом). И убивают его в конце тоже ЧЕТВЕРО, те самые четверо.
Что касается этих четверых, фигурирующих в воспоминаниях, то они на тот момент ещё не приглашают к смерти - они только знакомят героя с разными сторонами мира и самого себя. В первом случае они заставляют его принять и проявить свою плотскую сущность ("с тех пор, как ты у нас поселился, мы никто ни разу не видели, чтобы ты в туалет пошёл!"). Во втором случае, став бригадиром четверых, Веня пытается их просвещать и изучать их сущность с помощью индивидуальных графиков. Возможно, именно этого делать не стоило - это как бы вторжение в потусторонний мир: общаться общайся, но некоторых вещей о них знать нельзя. Но это только догадка.
Теперь о мистических сущностях, встретившихся в пути. Те, с кем Веня пьёт и беседует - безусловно, живые (и их не четверо, их пятеро, с ним шестеро - как раз сколько вмещает стандартное "купе" электрички). Но потом появляется кое-кто уже не совсем человеческой природы - Семёныч. Контролёр Семёныч косит под живого человека - во всяком случае, живые его видят и могут с ним говорить. Но он является проводником и связистом между двумя мирами - миром загробным и миром живых, поэтому ему нужна двойная сущность - его видят и живые, и мёртвые. У него, как и у остальных троих, встреченных в пути, есть чёткая функция - хранитель времени. Завершились последние сутки из отмеренных тысячи и одной ночи, история исчерпана, время кончилось. Семёныч как хранитель времени появляется в последний раз, слушает последнюю историю, выманивает героя в тамбур (тамбур - как некий порог между мирами) и выходит на станции Орехово-Зуево (та самая станция, где Веня впервые повстречал своих четырёх), а там переходит из мира живых в загробный мир, становясь там узнаваемым, своим, мёртвым (стукнулся головой о перила, упал, залил всё красным - вполне себе узнаваемая ритуальная смерть для перехода в мир иной).
Посредник между мирами и хранитель времени исчезает, и живое время на этом останавливается. После этого Веня отключается, а просыпается уже в узнаваемом загробном мире. Верее, в чём-то вроде его преддверия. Наступила тьма, электричка идёт в другую сторону, живых не наблюдается. Но когда герой находит живых и пытается спросить, где они едут, они явно его не видят, они видят что-то другое, каждый своё. И они, конечно, не могут ответить на его вопрос о местонахождении: ему не положено больше попадать в мир живых.
Следующий из потустороннего мира - это Сфинкс. Если ревизор Семёныч - хранитель времени, то Сфинкс - это страж ворот. Он честно предупреждает, что не пропустит героя, если он не разгадает пять загадок. Из пяти загадок герой не разгадывает ни одной, и тем окончательно закрывает себе проход в мир живых.
Потом он встречает женщину, и это последний живой человек, с которым он общается. Женщина - из мира живых (что доказывает её фраза-обращение - она тоже обращается не к нему, а к какому-то Андрею Михайловичу, как и предыдущие встреченные живые после символического перехода героя в засмертный мир начинают называть его то "милой странницей", то "товарищем лейтенантом"), и она неспроста вся в чёрном и плачет. Она оплакивает его - классическая фигура: женщина, провожающая в смерть. Изначально герой ехал в Петушки к женщине во имя любви, но последняя встреченная им женщина является плакальщицей. Кстати, вошла она в Орехове-Зуеве, всё там же, где Веня символически перешёл в мир иной. Всё верно: переходишь в мир иной - появляется плакальщица.
Третий посланец загробного мира - это камердинер Пётр. Его функция - хранитель огня, хранитель света (помните, он зажигает канделябры?). Под конец канделябры символично гаснут - хранитель огня жизни даёт понять, что всё, огонь угасает, больше не будет ни света, ни тепла, они полагаются только живым. После встречи с хранителем огня, когда гаснут канделябры, герой уже не может согреться, что бы он ни делал, помните, он там мёрзнет и колотится в двери живых, а живые его не пускают.
Ну и последняя сущность - Царь Митридат, сущность, карающая тех, кто преступает границу. Страж ворот Сфинкс запретил проход, герой пытается нарушить запрет и встречается с вооружённым охранником - вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана - причём Митридат ведёт вполне пустую беседу с героем до тех пор, пока тот не задаёт на свою голову контрольный вопрос - а зачем тебе нож? И получает ответ: зарезать тебя, вот зачем. То есть герой опять пытается изучать потусторонних сущностей и опять узнаёт то, чего живым знать нельзя.
Кстати, в пути ещё Веня общается с ангелами, но сколько их - нигде ни разу не указано...
Ну а потом Веня встречает всех четверых разом и только теперь всё понимает - "я их сразу узнал, я вам объяснять не буду, кто эти четверо", говорит он. Для обыкновенного убийства человека в таком состоянии хватило бы одного, но их - четверо, не просто так. И в финальной сцене они идут к нему - убивать его - босиком. Почему они разулись? Снятие обуви - разрыв контакта с земным и причастность к миру иному, символ ритуальной чистоты. У этого действа есть ещё разные символические смыслы, но этот - основной. И только в самом конце становится понятно, что и всё повествование ведётся из загробного мира - человек вспоминает свою смерть, совершенно как персонажи Введенского. Четыре ангела, четыре сущности, всё совпало.
Journal information