Haydamak (haydamak) wrote,
Haydamak
haydamak

Categories:

Кавказ. Дорога на Джилы-Су

P8120035.JPG


Джилы-Су - мистическое место у северного подножья Эльбруса
P8120056.JPG

К самой высокой горе Европы ездят обычно по Баксанскому ущелью, к Терсколу, на восточные склоны.
А северный склон, Джилы-Су, "теплая вода" - из-за многочисленных нарзанных источников, долгое время оставался труднодосягаемым.
P8120054.JPG

До тех пор, пока туда не подвели дорогу от Кисловодска, которая мгновенно получила возможность попасть в клуб самых живописных и впечатляющих дорог России
P1360913.JPG

Джилы-Су - место таинственное. И дорога к нему, несмотря на ее прикладную, рукотворную сущность, тоже вышла таинственной.
Главная ее тайна - зачем она?
P1360967.JPG

Дорога упирается в поселок Джилы-Су, и дальше ехать некуда - Эльбрус
P1360968.JPG

А само Джилы-Су, конечный пункт дороги, это крошечный поселок, с маленькими домиками-коробками, палаточным лагерем и полнейшим отсутствием коммуникаций.
P1360781.JPG

Нет электричества, водопровода, канализации. И, надо понимать - и не будет. Здесь места не просто дикие, здесь места совершенно потусторонние, со времен динозавров без изменений.

На дороге нет ничего. От слова "совсем". Совсем ничего.
Последний жилой, населенный пункт - аул Кичи-Балык в Карачаево-Черкесии.
Вот он, весь уместился на фотографии.
P8120058.JPG

Совсем весь, а не какая-то его отдельная часть
P8120061.JPG

Инфраструктурная ценность дороги приближается к нулю. Для государственного масштаба она совершенно бесполезна
P1370103.JPG

При этом - это дорога великолепного качества, очень сложная и очень дорогая
P8160142.JPG

Любая горная дорога - удовольствие недешевое. Но эта - вообще что-то немыслимое.

Главная ее особенность - она идет по вершинам гор.
P1370102.JPG

Горные дороги кладут обычно по ущельям, именно поэтому Приэльбрусье прежде всего осваивалось с удобного ущелья с востока, а здесь, с севера, нет протяженных ущелий.
P1360958.JPG

Горы здесь наломаны совершенно немилосердно к инженерной мысли
P1360764.JPG

И дорога проложена дерзко и зрелищно - в выгрызенных канавах в крутых склонах
P8120037.JPG

С совершенно немилосердными углами, когда машина вдруг начинается карабкаться чуть ли не отвесно, надрываясь на первой передаче
P8120040.JPG

И тут разом взмокаешь - такая дорога не простит и малейшей ошибки
P1370108.JPG

А при прибытии на место начинается и вовсе что-то невероятное - дорога зигзагом взбирается по совершенно отвесной стене - сбоку стена, под 90 градусов, с другого фланга обрыв в пропасть - тоже под 90 градусов.

В дорогу угрохали миллионы, если не больше - и при этом неясна ее экономическая или культурная целесообразность - Джилы-Су как было диким местом, пристанищем суровых мистиков, так таким и осталось
P1360937.JPG

Цивилизация не грозит - места мало, совершенно нерентабельно любое строительство, ограниченные возможности грузопотока.

Да, трасса великолепного качества - словно и не в тупик идет, и даже на отдельных участках есть фонари - невероятная какая-то роскошь, но горы и сами по себе капризны, а здешние - еще и злые
P8120052.JPG

Да, энергетика этого места очень мощная, но отчетливо злая.

Любое, мало-мальское проишествие на такой дороге - всё, всё направление мгновенно и полностью отрезано от мира.
Полностью - вот просто от слова совсем. Никаких альтернатив.
P1360944.JPG

Я смотрю как лежит эта дорога - как уже свалились в пропасть огораживающие плиты
P8160130.JPG

Как камнепад уже засыпал отдельные части, привалил знаки.

И это относительно спокойное лето - а что же здесь творится лавиноопасной зимой? Тающей весной, дождливой осенью?

От одной только мысли о звенящей, гудящей мощи этих сильных, злых гор бежит по хребту ужасный трепет.

Ноне модно искать места силы, назначать таковые, придумывать им истории и байки.
Как там - "ищу место силы, Подмосковье не предлагать".

Джилы-Су и вся дорога к нему - это настолько мистичное и могущественное место, что ему никаких баек придумывать не надо - оно и так пробирает до дрожи.

Недаром даже во время Второй Мировой эти места были оккупированы войсками Рейха (как-то странно это представлять, но это так - вот в этих местах, где полтора человека на округу, шли бои).
В окрестностях Джилы-Су нацисты организовали военный аэродром - он, кстати, до сих сохранился. Ну, разумеется - в виде лишь угадываемой площадки, но это он, тем не менее. До него можно добраться.
P1360775.JPG

Не секрет, что Гитлер и вся верхушка Рейха были помешаны на мистике, на поиске признаков присутствия и следов иной расы, поиске таинственных городов. Невероятные ресурсы, даже в непростые времена, выделялись на поисковые экспедиции, археологические изыскания, исследования, раскопки.
Здесь, в Джилы-Су, они тоже что-то искали. Военный аэродром был в частности еще и для того, чтобы можно было доставлять сюда ученых и вывозить возможные находки.

Нашли ли они что-нибудь, кроме повсеместно раскиданных каменных символов?
Этого никто не знает, как и любые поиски нацистов - в Непале, Тибете, Египте, они были строжайше засекречены.
Но информация, тем не менее, просочилась, и сохранившимися архивами Рейха была подтверждена - специальным рейсом на аэродром из Тибета доставлялись тибетские ламы.
О чем они консультировали? Неизвестно. Документы подтверждали лишь их визит (и отправку обратно), но не цель и результаты.
P1360905.JPG

Дорога на Джилы-Су начинается от Кисловодска, от поселка городского агломерата, носящего гордое имя Индустрия
P8120066.JPG

Несмотря на свое насквозь советское прозвание и Ставропольскую прописку, поселок практически полностью заселен этническими карачаевцами - с их традиционным хозяйством, планированием дома и дворов.
P1360800.JPG

С мечетью, с которой муэдзин пять раз в день созывает верующих на азан.
P8120063.JPG

В российской бюджетной практике есть такая тонкость - деньги на строительство дорог могут идти из федерального бюджета, если трасса имеет общегражданский статус, или из местного - если это дорога на локальные нужды.
Еще в дороги вкладываются города - из своего, из городского бюджета. И вы наверное замечали - едешь по хорошей трассе, и вдруг - бдщь-тых-тых-тых! - уже катишься по стиральной доске - значит въехал в город. А у города в бюджете на дороги извечно зияет дыра.

С трассой на Джилы-Су получилась такая же бюрократическая история - дорога особенная, успевает пройти сразу по трем субъектам - по Ставрополью, по Карачаево-Черкесии и по Кабардино-Балкарии.
Всё, что по национальным республикам - все спонсировалось из федеральных денег, и поэтому качество там потрясное, не дорога а просто зеркало.
А на участок дороги по Ставропольскому краю финансирования не полагалось.
И получается так - сперва едешь через эту самую Индустрию, и до границы с Карачаем, и дороги там нет.
Это не фигура речи - дороги действительно порой нет, вообще. Опять - от слова совсем.
Присыпанная щебнем грунтовка, размытая дождями, где машину зловеще кренит в стороны, угрожая сбросить в канаву.
Ямы с футбольный мяч, пыль столбом, непрерывный грохот камней о днище.
Стойкое ощущение, что после ТАКОГО не будет уже больше ничего. Но вдруг - бац! - начинается Карачай, и мгновенно появляется великолепный асфальт.

Дорога то спускается вниз, то карабкается на перевал.
Уже упомянутый аул Кичи-Балык - последний постоянный населенный пункт.
P8120062.JPG

Дальше почти сотню километров будут только очень редкие стоянки, с горстью домиков
P1360859.JPG

Ну, еще заброшенный партийный санаторий "Долина Нарзанов" и обсерватория
P1360785.JPG

Когда дорога взбирается наверх, то некоторое время идет ровно - и по пейзажу на мгновенье успеваешь забыть, что в высокогорье.
Но это ненадолго.
P1360936.JPG

Вверх-вниз, вниз-вверх. Характерно закладывает уши.
P1370074.JPG

Дорога взбирается в поднебесную круть, и в какой-то момент въезжаешь в облака.

Знаете, одно дело влетать в облака самолетом
P1360925.JPG

Но совершенно другое дело въезжать в облако машиной (это облако за бортом, не туман)
P1360898.JPG

А после - выезжать из облака и оказываться выше их.
P1360922.JPG

Не выходя из машины
P8120053.JPG

Здесь очень быстро меняется погода. Просто мгновенно.
Пять минут - и от сияющего солнца до полного ненастья. А потом опять пять минут - и вновь солнце и чистое небо
P1360980.JPG

С солнцем, кстати, аккуратнее - тут высокогорье, беспощадный ультрафиолет. При любой погоде, но при прямом солнце, сгореть - дело несколько минут.
И еще надо беречь глаза - сильно бьет по сетчатке, можно погубить зрение.

Я же говорю - злые горы.

Окружающее столь невыразимо прекрасно, что останавливаешься везде, у каждой новой панорамы.

Что-то невероятное - на вершине горы и в тишине. Тишина такая, что слышен стук сердца
P8160131.JPG

А вот начинает показываться великий, ужасный и завораживающий Эльбрус.
С погодой и видимостью угадать невозможно.
Эльбрус сам решает, показываться ему или нет.
Нам он показал лишь часть заснеженного склона
P1360975.JPG

Дорога, после невероятных петель, выходила на финишную прямую.
Казалось - ну уже за эту дорогу ничто поразить, удивить и напугать не сможет.
Я ошибался. Последний прогон на Джилы-Су - это просто что-то невмещаемое в маленький человеческий мозг.
P1360992.JPG

Джилы-Су. Два великана

Tags: Rosseûško-Matuško, Далеко бежит дорога, Прекрасно я щетаю, Путешествия, Радио Внутренняя Венгрия, Я кончел
Subscribe
promo haydamak november 2, 2017 16:21 3
Buy for 100 tokens
Я Александр "haydamak" Бутенко, и у меня много ипостасей, писательство - одна из них. Да, я пишу книги, мне это нравится, моим читателям тоже, и я намереваюсь какое-то время делать это и впредь. Что это за книги? Рассказываю про "Если бы Конфуций был блондинкой". Мои книги возможно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments