Это я сполна массово наблюдаю сейчас - очень многие люди забыли 90-е. Как белое пятно - что-то было до, что-то опосля, но посреди - полный провал. Дырка.
Мои девяностые пришлись на возраст становления, и это частично спасло - не пришлось ломаться. Старый идеологический груз не успел меня пропитать.
Было трудно, да, но я во-первых не знал, что бывает как-то иначе, не с чем сравнить, а во-вторых - мне повезло.
Повезло, что уберегла судьба от войн (хотя криминалом зацепило). Повезло, что сработал родовой инстинкт выживания - а он у меня, потомка репрессированных, цепкий, как выяснилось. Повезло, что отец ходил в загранку, и семье было на чем жить.
Как сейчас помню - вернулся отец из Египта, а на Родине дефицит всего, кроме калош. Мать спрашивает - "Чего привез?". Тот говорит - "Шоколад". Мать - "О-о! Много?". Отец - "Две плитки".
Мать расстроилась - "ну чего так мало, шоколаду у нас тут не достать!".
Отец лишь улыбнулся в усы, и вытащил шоколад из сумки - каждая плита по пять килограмм.
Год мы потом ели этот шоколад, и всех угощали.
Шоколад был твердый, поэтому одно из самых забавных воспоминаний - на кухне лежали молоток и долото, и кто хотел шоколаду, откалывал его себе от плиты сам.
Слышишь на кухне - бум-бум-бум! - значит кто-то чай пить вприкуску пошел.
А однажды случился совершенно Верещагинский сюжет, когда отец летал на Камчатку - в доме не было даже хлеба, но холодильник был забит икрой.
Воистину, нужно было водить экскурсии, подтверждать все клюквенные стереотипы.
Не секрет - именно криминалитет первым пользуется плодами свободы, как наиболее привычный к быстрой адаптации и самореализации. Когда сдохнет и сгниёт нынешний политический режим - а то, что он сдохнет и сгниёт, разложится на плесень и липовый мёд, сейчас уже сомнений никаких, лишь времени вопрос - за одно боюсь, хватит ли нам мудрости и организованности пережить новый обвал свободы, не свалившись в братовские войны?
А вообще, вспоминая 90-е, для меня символом остался один эпизод, сполна иллюстрирующий глубину сплина и сумерек человечества.
Как-то раз по телеку шла передача, что-то про психологию. И в конце дали телефон горячей линии - "если у вас есть стойкое желание покончить с собой - звоните".
Царило такое ошарашенное бытование слепых щенков на руинах прилегшего Колосса, такое информационное отупение, что это воспринялось лишь единственно логичным способом - кто-то предлагает любезной публике, уж коли у нее есть стойкое желание свести счеты с жизнью, подсобить ей в этом нелегком деле.
Ну, то бишь - звонишь ты по телефону, так и так, излагаешь, что вот извела меня жизнь-плутовка, к праотцам желаю. А там любезные люди говорят - пожалуйста, приезжайте вот по такому адресу, пустим вам пулю в затылок.
А самое поразительное - телефон этот мы записали. На всякий случай, чтобы самим, ежель что, не мараться.
Надо было пройти десятку с лишним лет, чтобы до меня дошло, что на самом деле предлагали, и как это было чрез призму того душевного состояния услышано.
Свобода - осознанная необходимость, говорил классик. А еще свобода прямо пропорциональна личной ответственности за происходящее в собственной жизни.
Я призываю всех нас, говоря словами еще одного острослова, возвышать наши души до осознания вечных нравственных категорий.
А не то придут сумерки, и тогда всем нам пиздец.
Я не слишком туманно излагаю? Ну вот, давайте обойдемся без этого.
Journal information