Haydamak (haydamak) wrote,
Haydamak
haydamak

Categories:

Синематографическое: Заложники

Грузинско-российско-польский фильм, по мотивам событий 1983-го года, когда группа золотой молодежи, выходцев из благополучных грузинских семей, захватила рейсовый самолет Тбилиси-Батуми, чтобы убежать из СССР в Турцию, и далее на Запад.
Планы их пошли наперекосяк, на борту началась стрельба, убитые и раненые оказались с обеих сторон. Самолет сумел вновь вернуться в Тбилиси, сутки шли переговоры. После был захват.
Еще позже суд. Все, за исключением девушки, получившей 15 лет, получили высшую меру.
Девушка отсидела 8, была амнистирована с обретением Грузией независимости, после чего исчезла в направлении Запада - на которой все-таки попала, такой ценой.

Не успел фильм толком появиться, уже получил дюжину ярлыков с разных сторон.
Больше всего криков, конечно, о том, что фильм забывает о невинных жертвах захвата, и героизме отдельных его участников, и обеляет и оправдывает террористов - слушайте, ну давайте не будем натягивать гандон на глобус, и приписывать биографию Нельсона Манделы к Йоко Оно.
Нет в фильме никакого оправдания террористов. Все их действия названы своими именами, без какого-либо снисхождения.

Наверное оправданием террористов традиционно названа попытка понять, посмотреть на произошедшее их глазами. А также, сейчас незнакомое слово будет, внимание, проявить милосердие. Милосердие в его истинном христианском смысле, милосердие, которого достойны все - убийцы и их жертвы, цари и нищие.

Попытка понять - это не попытка оправдать, вот в чем дело.
По сути любой художник, в широком смысле слова, особенно режиссер или писатель, это такой профессиональный пониматель. Весь смысл его призвания в этом - смотреть другие жизни, и разбираться в том, как у них что работает, как устроено.
Понимать - это признавать божественное начало в каждом человеке, его Господню искру - и аппелировать к ней.

Многие пыхтят на тему того, что некоторые факты изменены или не отображены - но фильм "Заложники" - художественный фильм, не документальный. Даже имена героев, так и те полностью изменены.
Как обозначил сам режиссер, Резо Гигинеишвили, не было цели навешать очередных ярлыков - была цель посмотреть на событие изнутри, и понять то, о чем так много и часто спрашивается в фильме - "вам чего не хватало?".
Чего могло недоставать обеспеченным юношам, при деньгах и связях?

Я думаю, не хватало им того же, чего не хватает сейчас - ощущения перспективы.
В фильме показана Грузия 1983-го года - где все знают свою судьбу наперед. Где нельзя просто носить джинсы и косичку, слушать ту музыку, что нравится, а американские сигареты достаются как контрабандный товар.
Сейчас уже как-то дико об этом думать - как это так, существует время невыездных, когда нельзя просто вот так взять, и поехать за границу.
Но тогда - есть страна с железным занавесом - и еще никто не знает, что всего-лишь через 8 лет ее не станет.
Есть ощущение, что эта большая, несвободная, лицемерящая, разговаривающая казенными, подержанными фразами страна, будет всегда - и никуда от этой предначертанной предопределенности не скрыться.
Предопределенность, из-за которой даже вполне успешные и обеспеченные решаются на побег.
"Заложники" - очень символичное название. Не только пассажиры самолета окажутся заложниками - сами угонщики тоже заложники, в более глобальном смысле.

В большой стране быстро забываются локальные трагедии, но для небольшой Грузии, есть ощущение, эта история была и остается особой, знаковой, незабытой.
В Грузии, где каждый друг-брат-сват, есть ощущение, что все так или иначе были связаны с этими семьями, или просто проживали что-то похожее, параллельное, явное.

Фильм снят хорошо. Мне особенно прекрасно легло на фоне свежести собственных впечатлений от поездки в Грузию этим летом.
Грузинские актеры, играют в узнаваемых грузинских пейзажах. Грузинские застолья, узнаваемые эти высокие и узкие двери, фотографии на стенах, дома с проходными комнатами-верандами.

Великолепнее некуда удалось передать нагнетание атмосферы. Как будто сжимается удавка.
Планомерная подготовка к побегу - оружие, тренировки в стрельбе.
Бутафорская свадьба - чтобы потом можно было, отвлекая внимание на молодоженский антураж, пронести оружие на борт.
Всё это словно понарошку, не в самом деле. Еще можно повернуть обратно.
Но вот уже в самолете, когда тянуть некуда, и сваливается ужасный страх, когда пройдена точка невозврата, и повернуть уже не удастся - и еще не началось, но надо начинать - нервы готовы выпрыгнуть из тела.
И когда начинается стрельба, и дальнейший провал в безумие, осатанение и опьянение от страха, кровавая истерика - уже никакая человеческая воля не могла держать то страшное напряжение.

"Заложники" - это не только о тех страшных событиях, и молодых людях, сломавших свои и чужие жизни. Это о нас, и о том, чего мы хотим от будущего.
О избитых, но от того не менее актуальных вещах - о конфликте отцов и детей, о том, что отцы оставляют в наследство - детей не спросив, нуждаются ли они в том.
О том, "что же будет с Родиной и с нами".

Тогда, в 1983-м году, не было ясно, что же будет с Родиной и с нами. Сейчас не ясно тоже.
И, противно это признавать, я не жду лучшего. С чего бы ему?

Хочется только немного, опять внимание, опять незнакомое слово - все того же милосердия. Когда бросает камни только тот, кто сам без греха.
Tags: Гайдамачий вестник, Грузия, Сон разума рождающий чудовищ
Subscribe
promo haydamak november 2, 2017 16:21 3
Buy for 100 tokens
Я Александр "haydamak" Бутенко, и у меня много ипостасей, писательство - одна из них. Да, я пишу книги, мне это нравится, моим читателям тоже, и я намереваюсь какое-то время делать это и впредь. Что это за книги? Рассказываю про "Если бы Конфуций был блондинкой". Мои книги возможно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments