Haydamak (haydamak) wrote,
Haydamak
haydamak

Categories:

Орёл-Брянск-Киев - в Украину на железнодорожных перекладных в метель

P2010031

P2040026

Между Орлом и Киевом расстояние километров 500 - не бог весть какая даль.
Но напрямую только машиной, а поездом - исподволь через Брянск.

Раз случилась мне цыганка с картами, дорога дальняя, и стало мне надобно из Орла да в Киев попасть. Сел я, да стал думу кумекать, как бы это осуществить.
Ехать машиной было опасно - как раз влепило метелей, дорога скользкая, еду один, без сменщиков-напарников - ну его нахрен. Встряну где-нибудь в российской или украинской глуши ежель - так пиши пропало.

Полез я смотреть автобусы - а там ничего. Ну, в смысле через Орёл ничего.
Есть, точнее, один с молдаванами - но его надо ловить на объездной, неизвестно когда придет, ехать потом, на границах торчать - сомнительное удовольствие.
Полез смотреть блаблакар - та же хрень. Все, кто едет в Киев - все из Москвы, и либо через Брянск, либо никак.

Да еще и дорогущее это всё - плюнул я, полез смотреть поезда.
А на поезде в Киев я давно не ездил, да и в принципе в Украину, совершенно не знаю современной специфики.
Я привык, что в любое время дня и ночи, приходишь на вокзал, а там дохренища украинских проходящих - все эти Жмеринки, Чопы, Конотопы, Ивано-Франковски.
А тут ситуация как в сказке - чем дальше, тем страшнее. Туда есть один более-менее божеский по цене поезд, Москва-Кишинёв, идёт через Брянск. А оттуда вообще ничего нет.
Ну зашибись, думаю.

Ладно, допустим я доеду до Брянска (от Орла 130 километров где-то), там сяду на молдавский поезд - вжик! - уже тем же вечером я в Киеве, успеваю на последнее метро, в час ночи вваливаюсь к братцу на хату.
А обратно как?

Подумал я подумал, подумал - и надумал. Надумал - обратно поеду через Харьков.
Укрзалiзниця cлавится анекдотичными ценами внутри страны - ну и правда, экспресс Киев-Харьков выходил на наши деньги рублей на 500 (и это дорогой вариант, есть вдвое дешевле) - то есть считай рубль за километр.
А в Харькове есть много поездов, которые идут на Москву через Орёл - чтобы уж с Брянском снова не связываться - не сказать, что это мой город мечты.
Прикинул я по деньгам, да по времени, на по возможности внезапно по Харькову побродить - и определился с вариантом: туда из Орла еду электричкой до Брянска, там подсаживаюсь на кишиневский поезд, вечером того же дня я в Киеве.
А обратно - еду из Киева в Харьков, там гуляю, потом вечером на поезд, и в 5 утра я уже в Орле - и даже машину припаркую у вокзальной площади.

Сказано - сделано.
Выдвинулся я сперва в Брянск - но скоро это только сказка сказывается, да нескоро дело делается.


Собрал я пожитки нехитрые, подковал жену, отъебал коня, доехал машиной до вокзальной площади, оставил ее там.
А кругом скользота - то растает, то подморозит. Обратно как приеду - так это в пять утра либо из сугроба машину выметать, либо из льда выдалбливать.

Захожу как негоциант вальяжно в тронный, ой, ну то есть билетный зал, в кассу, так и так, на брянскую электричку квиток нужен мне - в окошко, значит, гуторю.
А дама там в окошке поглядела на меня со значением, да говорит - а брянская электричка-то опаздывает, молодой человек. Незадача-с. Метель. Да-с.

Вот жеж! А расклад таков - поезд один, брянский, и чтобы в назначенное время людишков в Орле-то забрать, то это ему надобноть из Брянска ентого своего приехать вовремя. А он - вишь ты как - сугробы на пути разгребает.
Дела-с...

А соль в чём - соль в том, что у меня поезд в Брянске через полтора часа опосля прибытия электрички. Ну и я рассчитывал - я приеду такой в Брянск, беляш съем, минералки попью, пофотографирую знаменитые вокзальные витражи, огребу люлей - ну, в общем культурная программа.
А тут выходит так - если электричка опаздывает, то вся эта полуторачасовая фора коту под хвост - и на поезд я либо точно не успеваю (а больше там, напоминаю, ничего не ходит), ну либо успеваю приехать, и увидеть, как мой кишиневский красавец-поезд красиво отходит с перрона - без меня.

Я в справочную: - Девушка-красавица, очи ваши ясные, брови черные, красота неземная, зiронька ты моя, сонечко ты моё - а насколько этот брянский засранец опаздывает-то?
А девушка-красавица лишь очи свои воловые прячет во стеснении, да румянцем заливается: - Ой ты ж гой еси добрый молодец... Поцелуешь - скажу.

Ну короче - никто не знает, насколько он там во снегах встрял, одно известно лишь - на час так точно.

Итак, ситуация идиотская - у меня на демоническую Украину планы большие, я уже в мыслях своих прикидываю, как я буду границу проходить - ибо биометрического российского паспорта у меня нет, а тут вдруг - нате, пожалуйста, так до границы еще добраться надо.
Я хотел эффектно пересечь границу демонизированнейшей из стран - а замест того могу бесславно поехать себе домой, по обледеневшему Орлу, а всё из-за какой-то брянской электрички, неладна она будь, тудыть её в качель.

Замест образов пересечения границ я начинаю строить образы - как я приеду в Брянск, опоздаю на поезд, буду ругаться, качать права, требовать соблюдения Женевской конвенции и обеспечения меня горячим питанием, полевой палаткой и газовой горелкой.
Решил так - если поезд прибывает не позже часа, то еду в Брянск, и там как карта ляжет, как повезет.
Если дольше часа - смысла в Брянск ехать уже нет - 3 часа в пути только официально, а уж если вновь где в сугроб присядет, так и дулю мне навесную, а не заснуть в Киеве вечером.

Вышел я на перрон, да поезда фотографирую.
Это, конечно, та еще заноза местным охранцам правопорядка в яичко, но я зол, и готов лезть в золупу.
P2040008

И тут объявляют - идет, касатик. Идёт, постоит минут 15, да обратно.
Прикидываю по времени - сильно впритык. Прямо вот совсем сильно.
Но ехать домой не попытавшись обидно - я складываю пальцы крестиком, машу кроличьей лапкой - ну и всё, что там нужно делать в таких случаях на удачу, да принимаю решения, перекрестяся, ехать.
Ух!
P2040011

Что собой представляет поезд до Брянска из Орла?
Это такой двухвагонный состав, без переходов, каждая его часть в принципе автономна.
P2040009

Вход в середину вагона, тут же закуток-туалет
P2040021

P2040018

В обе стороны маленькие, пахнущие деревом и мокрой шерстью кабины.
P2040013

В последние времена много крутых и качественных изменений коснулось железных дорог - и поновее стали, и побыстрее.
Особенно на столичных направлениях.
P1300020

Но локальных перевозок, типа из Орла в Брянск, это коснулось мало.
Это глубоко местечковое явление, поезд кланяется каждому столбу, ползет как черепаха. И развозит в абсолютном большинстве местных - от полустанка к полустанку.
Собственно, я специально приметил, из Орла в Брянск, от конечной до конечной, ехал только я один - остальные сходили раньше, заходили позже.
P2030038

Некоторые так и вовсе использовали электричку как внутригородской транспорт - кондуктора еще не ходят, и от вокзала до станции Цон можно проехать нахаляву.
P2040022

P2040017

Много участков однопутных - и поезд как встал в Нарышкино ждать проходящий навстречу товарняк, так я и скис - всё, плакал мой сегодняшний Киев. К вечеру я такими темпами только до Брянска, бог даст, доберусь.

Электричка ведет себя как маршрутка - если нужно выйти на маленьком полустанке, то прокричи это в динамик громкой связи пассажир-машинист. Если не прокричал, и на полустанке никого нет - поезд не останавливается.

Люди, что едут в электричке, друг друга знают, мгновенно сбиваются до оскомины им привычными коллективами.
Пахнет снегом, куревом, котлетами, углём, тамбуром.
Меня немного отпустило - даже если я опоздаю на следующий поезд - право, стоило проехать в этой недоступной жителям мегаполисов романтике.
P2040015

А метель за окном еще разыгралась не шутку. Я начинаю понимать, что задержка была вполне себе по делу.
Утлый поезд прогрызает в заснеженном мире узкую колею.
P2010034

Чувствуешь себя на крошечном судёнышке посреди бурного океана, брянских лесов.

Брянские леса, кстати сказать, уже начинались. Мелькнул Хотынец, и Орловщина завершилась.
P2040023

P2040024

Почти все сошли, но на брянских полустанках тут же заполонили вагоны вновь - заметно, что местные привыкли ездить каждый к своему облцентру.
P2040025

Я сопоставил расстояния, время, расписание - и вдруг с удивлением заметил, что поезд идёт вполне себе быстро - из часового опоздания даже наверстал минут пятнадцать.
По Брянску я походить не успею, с такими раскладами, но приехать и найти свой благословенный молдавский состав - это смогу сделать без спешки, не запыхавшись с шапкой набекрень.

Итак, ближе к Брянску поезд нагнал и того больше - и вот, ура! - я в Брянске, и до отправления следующего поезда у меня целых 40 минут.
P2040029

Метель разыгралась еще пуще, но любоваться было некогда.
P2040026

Юркнул в переход, дошел до табло - ага, Москва-Кишинев, стоит на последнем пути.
Переход заканчивался, и до того самого последнего, самого последнего пути надо было идти через рельсы, в загон с металлической сеткой (на фото - вон, справа незаметный виднеется), да с людями в форме, прохаживающихся в метели по перрону.
P2040030

Тут я ступил - оттого, что потерял навык ездить в Украину поездом.
Последний раз я ездил до войны, и там как было - поезд приходит на границу, российский кордон - таможня, да штампуют паспорта. Потом поезд чуть проезжает - украинский кордон, таможня да штампуют паспорта.
Ныне всё по другому - оказывается выездные российские штампы клепают прямо в Брянске, во время долгой стоянки, и дальше уже поезд до украинской территории идёт без остановки.
А выездной штамп клепают прямо на перроне - погранец держит машинку, прокатывает паспорт, штамп фигачит прямо на весу - а кругом метель свищет, не забывайте.

Я брал билет на украинский паспорт - чтобы не было вопросов на украинской стороне. А выезжать из России собирался по российскому.
У меня билет на поезд в нагрудном кармане, в синем паспорте, а российский в сумке.
Мужичок меня на перроне окликает, есть ли билет, спрашивает. Я не сразу соображаю, что это уже погранец, а не просто дежурный, и даю ему билет вместе с синими паспортом. Потом он собирается его прокатывать через машинку, я соображаю в чем дело - "э-э, дяденька, погодь, я из России по российскому выезжать собирался" - лезу в сумку, протягиваю ему паспорт красный.
Ну, как там в растаманских сказках - музей конкретного палева.
Хоть это и не является ничем запретным в России, но все-таки выглядело это очень уж нагло - отчего мужичок с круглыми глазами позвал старшого.
Старшой ему, впрочем, объяснил, что по российским законам иные гражданства (кроме, внезапно, Туркменистана и Таджикистана) не признаются, но и не запрещаются - так что как я буду там дальше ехать, по каким документам - это им до лампочки, а желаю если выехать по-российскому - ну так и ради бога.

Держа распяленный паспорт на весу - а по прежнему свищет метель - ставит штамп (выездной штамп "Брянск", дожили), и отправляюсь в свой вагон, один по перрону - в Брянске, по всему видать, я тоже сажусь, похоже на то, один.

Все вагоны, впрочем, закрыты. И мой тоже.
Я несколько недоуменно прохожу в конец поезда - один там все-таки открыт. Забираюсь, иду по вагонам обратно, через удивленные взоры в вагоне-ресторане и везде - в это время как раз завершается паспортный и таможенный российский контроль.

Поезд молдавский. Процентов 70 - молдавские гастрабайтеры. Процентов 29 - украинцы, до Киева или Винницы.
Россиянин я один. Не исключено, что и на весь поезд.
P2040031

Разговоры на русском, с периодическим вставлением чего-нибудь румынского.
Атмосфера грустноватая, но бесконечно романтичная - я смотрю в окно, вижу до икоты банальные брянские панельные многоэтажки, но юридически я уже не в России. До самого хутора Михайловского на украинской территории я буду находиться в нигде.
P2040028

То, что паспорт у меня не биометрический ни у кого вопросов не вызвало.
Лениво прошлись таможенники, узнав, что россиянин потеряли интерес.

Поезд тронулся. За окном поплыли брянские окраины, метель лютовала, темнело, становилось жутковато, как в сказках.
Вскоре дома кончились, начались леса, и можно было лежать на полке, и представлять себя осколком империи, вспоминая что-то там из Бродского.

Впрочем, не особенно-то удалось уйти в себя - даже несмотря на то, что вагон был полупустой, и у меня в моем плацкартном купе не было соседей - по вагону начали ходить бабы. Точнее не так - БАБЫ.
Точнее даже не так - БАБЫ! Да, вот так будет точнее.

Я уж отвык от торговли в поездах дальнего следования, особенно когда поезд идет к границе.
В российских поездах торговли нет - да и в украинских уже тоже, но тут поезд-то молдавский.
Бабы, я так понял, дали молдавскому проводничку копеечку - и пошли торговать какой-то хренью - кажется сервизами.
Это было как в старые добрые времена - которые словно и не уходили: весь набор рыночных шуток-прибауток, одесские интонации, торговля, приседание на уши, стоит только проявить интерес.
И пассажиры были под стать - покупали, торговались, ругались и мирились, бранились и через пять минут как ни в чем не бывало шутили.
Хоть этнографический спектакль ставь без декораций.
Я смотрел на все это и тихо охуевал.

Бабы причем россиянки - едут до хутора Михайловского, там не выходя с перрона садятся на другой молдавский поезд, едущий обратно.
Пипец - кто-то от одного упоминания границы с Украиной кучу от страха навалить может, а эти мотаются как ни в чем не бывало три раза в неделю в Украину и обратно, да еще и доверчивым терпилам сервизы продают.

В какой-то момент пикнул телефон в кармане - включился украинский роуминг. Можно было менять симку.
На украинской, оказывается, было гривен 50 - добрый братец подсобил, вспомнил, несмотря на то, что пребывал в запое.
За окном начали мелькать полустанки в жовто-блакитной гамме.

И сразу случился этот удивительный эффект, который и раньше случался, и которой происходит стихийно, незаметно для его участников - все перешли на украинский. Ну, лишь некоторые молдаване окончательно меж собой на румынский - но в обращении к соседям-украинцам, с которыми еще десять минут назад говорили по-русски, тоже на мове.
Я пошел в вагон-ресторан купить воды (купил какую-то чудную, с румынскими словесами), и сменять немного наличных гривен - а то и на метро в Киеве не было - и вдруг поймал себя на том, что тоже говорю по-украински.

Я не знаю как это работает, но знаю, что этот эффект в принципе свойственен билингвам - вне зависимости от языков.
У меня знакомая одна в Израиле, бывшая "наша" - русский язык ей родной, но уже в аэропорту Бен-Гурион она переходит на иврит - и ничего с этим, говорит, не может поделать. Говорит, что в Израиле она начинает даже думать на иврите - и я ей легко верю.
Точно так же поступают многие дети-билингвы, родившиеся в межнациональных браках - невольно переходят на язык того родителя, с культурным фоном которого имеют в данный момент связь.

Вот и тут - что изменилось? Да ничего, вроде бы. Но есть какая-то перемена, какой-то психологический эффект - здесь другая территория, другой культурный код - и мозг сразу перестраивается на местную логику.
И это тем удивительнее, что, изнутри знаю, для носителя это не всегда замечается.

Поезд подъезжал к хутору Михайловскому - город Дружба, Сумской области.
БАБЫ успели достать даже самых стойких - но и продать сервизов тоже успели. Некоторым по нескольку раз.

В Украине к двойному гражданству отношение строже - поэтому все российские документы нужно держать при себе - сумку могут обыскать, а вот тело нет.
Украинские погранцы убавили балагурства - зато прибавили корректности.
Очень красивая пограничница, похожая на бывшую соотечественницу Наталью Поклонскую, на чистейшем, шевченковском, литературном украинском языке поприветствовала меня - насколько литературно мог, я ей ответил.
Въезжал по гражданскому украинскому паспорту - заграна еще не было, только ехал его забирать.
Немного волновался, но вопросов не возникло - недолгие манипуляции, и я въезжаю в Украину как гражданин Украины.
После подошел украинский таможенник - задал несколько вопросов на чистейшем, пушкинском, литературном русском языке - и я ему по-русски ответил.
В Украине как было, так и осталось - отвечают на том языке, на котором спрашиваешь.

Поезд вновь тронулся. Бабы забирались с баулами в подошедший на соседнюю платформу поезд Кишинёв-Москва.
У, будет там у них до Брянска веселуха.

Я ехал в Киев как украинский гражданин. В моей башке текли на украинском фоновые мысли.

Поезд въезжал в Киев. Я осознал странную-странную мысль - последний раз в Киеве зимой я был аж 10 лет назад - и это была аномально теплая зима, когда в январе начали зеленеть деревья. А до того - в новогоднюю ночь с 1999 на 2000 год, когда Ельцин объявил, что он мухожук, а мы с Максом записали самый крутой металлевый альбом нашей жизни.
Впрочем, зима и сейчас была неожиданная - после бурной метели и тревожных новостях о снежных коллапсах меня встретил Киев - ни снежинки, ни дождинки. Морозный, но совершенно ясно бесснежный.

Поезд остановился без двадцати минут полночь, и я поспешил в метро.
P2050032

P2050034

Уже через 50 минут я покупал в круглосуточном магазе вкуснейшие сыры и хамон, через 1 час с небольшим приветствовал братца, а уже ближе часам к 2 ночи проваливался в сон - чтобы рано утром встать, да ломануть по делам - забрать загранпаспорт, поддержать украинскую коррупцию на 200 американских долларов и получить себе украинские водительские права на 30 лет (!), помочь крымским друзьям с разной бюрократией, внезапно развиртуализоваться с technolirik, внезапно пребывающим в Киеве на эти же даты, проездом из постоянного места жития Германии в родной Бердичев, и знакомством остался очень доволен - Александр человек интересный и ненапряжный, ну и вообще, навестить много разных друзей - дружба с которыми не только не побилась разными выпавшими на долю наших стран испытаниями, а только окрепла.
Спасибо вам всем, дорогие друзья, что нашли время.

Киев, кстати, похорошел. Истерия и подавленность, столь ясно заметные во время последнего моего визита, спали - уступив место знаменитой киевлянской беззаботности.
А еще вновь заметно русифицировался - после резкого прыжка украинизации.

Уезжал я из Украины как и собирался - проехался экспрессом Интерсити до Харькова, погулял наконец-то по самому Харькову вдумчиво - а то всё проездом да на бегу, а потом благополучно отбыл на поезде обратно в Орёл (как и ожидал - украинский кордон прямо в Харькове, российский - уже прямо в Белгороде).
Но это будут уже другие истории - расскажу, если настроение будет.

Tags: Rosseûško-Matuško, Далеко бежит дорога, Путешествия, Украина
Subscribe
promo haydamak ноябрь 2, 2017 16:21 3
Buy for 100 tokens
Я Александр "haydamak" Бутенко, и у меня много ипостасей, писательство - одна из них. Да, я пишу книги, мне это нравится, моим читателям тоже, и я намереваюсь какое-то время делать это и впредь. Что это за книги? Рассказываю про "Если бы Конфуций был блондинкой". Мои книги возможно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments