Есть очень классный советский фильм, "Остановился поезд".
Сюжет - в маленьком городке происходит железнодорожная авария, пассажирский поезд сталкивается с платформами, которые катились под откос. Машинист приказывает помощнику спрыгивать, сам экстренно тормозит до самого столкновения и погибает.
Машиниста готовятся представить к званию героя, произносятся пламенные речи.
В город приезжает следователь и выясняет, что всё это произошло по стечению разгильдяйств самых разных людей - путевой рабочий, который поставил один "башмак", вместо положенных по инструкции двух - что делал и он, и его предшественники, и его помощники. Начальник депо, который забивал на то, что в локомотиве барахлил спидометр, не показывая реальной скорости. И сам машинист с помощником - которые знали о неработающем спидометре, но махали на это рукой - и в итоге шли с превышенной скоростью - что и стоило машинисту жизни.
Когда следователь, человек не слишком приятный, но добросовестный и принципиальный, начинает распутывать это дело, весь город ополчается против, покрывая друг друга. Людям не хочется быть раздолбаями - им хочется быть героями. Люди не хотят, чтобы разрушилась красивая легенда о геройстве машиниста - который в том числе и сам своим разгильдяйством подсобил этой аварии случиться.
Один из героев следователя пытается вразумить: - "Перед тобой не заядлые преступники, люди, просто люди, они так работали всю жизнь. Их не научили по другому. Их ли в этом вина? Что их, в тюрьму за это?".
На что он отвечает, что каждого из этих людей в отдельности жалко, и что каждый из них не злодей, не мерзавец - но случается так, когда все разрозненные разгильдяйства каждого складываются в одну цепь - и все эти люди, не злодеи и не мерзавцы, становятся убийцами. И это всё по настоящему.
Случилась трагедия в Кемерово. Соболезную пострадавшим, и нам всем - потому что когда гибнут дети, то это пробивает даже нас, предельно толстокожих.
Но, как ни прискорбно это признавать - это не последняя трагедия. Будут ещё.
Почему? Да всё потому что - мы общество безответственных раздолбаев. Раздолбайство - это национальная идея.
У нас существует абсолютно порочное заблуждение, о том, что в России много свободы - нет у нас никакой свободы. У нас много безответственности - и именно её, даже люди заведомо неглупые, принимают за свободу - которой она не является.
В мелочах и по крупному, в большом и малом, у нас царит авось. Мы совершаем много мудацких поступков, и до поры до времени они остаются малозначимыми мелочами.
Ну подумаешь - машину запарковал на пожарной площадке. Ну подумаешь - дверь в кинотеатр запер. Ну подумаешь, пожарный выход закрыл. Ну подумаешь, сэкономил на материалах. Ну подумаешь, систему оповещения вырубил, чтобы не пищала, не мешала сканворды отгадывать.
Каждая из таких мелочей это пустяк. И люди, которые их совершают, это не злодеи.
Но настаёт час, когда по теории вероятности эти обстоятельства складываются в цепь - и тогда стреляет.
Кто виноват? Все виноваты.
Но начни копать, начни трясти каждого - жалко. Ну без умысла же. Ну не из кровожадности-то.
И получается, что бессмысленно наказывать отдельных несчастных - хотя наказывать надо - ничего ведь не изменится.
Да и то, накажут стрелочников - а пожарного инспектора, принимавшего проверку - не накажут. Депутата, сидевшего не откатах - не накажут.
Это всё составляет коррупцию. Коррупция - это и есть система взаимосвязанного разгильдяйства. Именно поэтому коррупция так легко прощается крупной рыбе - она дает возможность и мелкой рыбешке подворовывать по мелочам. Совершать на авось все эти мелочи, каждая из которых не важна.
Ну подумаешь, своровали депутаты деньги, которые были выделены на установки камер в питерском метро. Но случился теракт, и выяснилось, что были бы эти камеры - вероятно было теракт упредить.
Ну подумаешь, построили в Сочи дома прямо в реке на сваях, что запрещено. И не заметил бы никто, мелочь - если бы при сходе воды с гор, несущей деревья и мусор, не закупорило бы узкое место - и вода пошла топить всю округу.
Ну подумаешь - какие-то инструкции. Авось корабль не потонет. Авось "Хромая лошадь" не сгорит.
И этот авось продолжается. И будет продолжаться - потому что он удобен. Привычен.
Он привычен начиная с того, что курю и мусорю где хочу, и заканчивая одноклассниками сами знаете кого, сплошь оказавшихся миллионерами и миллиардерами, управляющими компаний с завидной стабильностью получающих госзаказы.
Ну правда, вы можете представить себе, что ситуацию можно как-то изменить?
Изменить её можно только системно, но системно большинству не хочется. Большинство удовлетворится назначенными стрелочниками, чье наказание ничего не изменит.
Никакие одиночные меры в отрыве от системы не сделают погоды.
Ну будете вы ходить по торговым центрам, фотографировать пожарные нарушения - ну и что? Часть закроется, но на их месте появится кто-то еще - повысятся только таксы взяток проверяющим, но больше ничего.
Открыть все пожарные выходы? А как это согласуется с истерией по поводу терроризма, все инструкции по противодействию которому предписывают - даже не рекомендуют, а именно предписывают держать пожарные выходы закрытыми?
Есть система, которая нравится большинству - система коррупции и взаимной поруки. И всем она хороша, только случаются у нее эксцессы.
Ну, дети там сгорят, например. Или какой-нибудь чиновник переедет твоего ребенка, и суд заставить еще родителей чиновнику машину ремонтировать.
Да, это неприятно. Но - людишков много, авось меня не коснется.
Ну что ж - теория вероятности говорит, что большинства из нас это не коснется. Но так ли вы уж уверены, что именно вы божий любимчик? Что именно вам повезет?
С чего бы это именно вам повезет? Что вы такого сделали и что собой представляете, чтобы судьба именно вам благоволила?
А пока - соболезнования. Соболезнования и горькое отчаяние - это еще повторится. Это обязательно повторится.
Я заранее прощаюсь с теми, с кем я больше, очень вероятно, уже не встречусь. С теми, кто на авось - а ему вдруг не фортануло.
Journal information