История - война с прошлым
История - интереснейшая наука. И, к сожалению, практически бесполезная - потому-что мало кого учит.
История помогает определить причины своего нынешнего исторического положения - но не даёт рецептов. Прав был пан Ключевский, история – не учительница, а назидательница, наставница жизни. Она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.
Есть история - совокупность различных событий. И есть историография - то, как это события охарактеризуют, исследуют и какой ярлык на них повесят.
И вешают эти ярлыки всегда люди в чем-то кровно заинтересованные. В мировой истории есть уйма придуманных событий, на которые просто так часто привыкли ссылаться, что никто уже в их подлинности не сомневается.
Более того, есть профессора, которые получили учёные степени и льготы, "доказав" (а на деле нередко придумав) что-то, чему есть множество противоречий.
И представьте - есть, допустим, молодой ученый, который может доказать опровергающее - а как он это обнародует? Если он это обнародует, то возникнет вопрос - а за что тогда уважаемый профессор получил свои степени? Это я уж не говорю о варианте, что этот самый студент обучается у этого самого профессора.
Любое, что повторено три и более раза, становится истиной. К сожалению, к истории это применимо.
Если из учебника точной науки можно взять готовую формулу, то из учебника истории, как из поваренной книги, готового рецепта не возьмешь.
История может объяснить логику событий до сегодняшнего дня - но что дальше?
Есть страсть ссылаться на ученых мужей и их цитаты, на отсылки к противоречащим друг другу трактатам, написанных живыми, пристрастными людьми. Выводить идиотскую систему прав того или иного народа на ту или иную землю.
И потрясать при этом учебником истории - разумеется, в выгодной редакции.
Пора наконец-то дозреть до простого - не суть важно, что там было в глубине веков. Но важно - кто мы есть сейчас. И чего хотим в будущем.
И меня очень-очень удручает, что вот на эти простые, казалось-бы, вопросы сегодня и нет ответов.
История помогает определить причины своего нынешнего исторического положения - но не даёт рецептов. Прав был пан Ключевский, история – не учительница, а назидательница, наставница жизни. Она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.
Есть история - совокупность различных событий. И есть историография - то, как это события охарактеризуют, исследуют и какой ярлык на них повесят.
И вешают эти ярлыки всегда люди в чем-то кровно заинтересованные. В мировой истории есть уйма придуманных событий, на которые просто так часто привыкли ссылаться, что никто уже в их подлинности не сомневается.
Более того, есть профессора, которые получили учёные степени и льготы, "доказав" (а на деле нередко придумав) что-то, чему есть множество противоречий.
И представьте - есть, допустим, молодой ученый, который может доказать опровергающее - а как он это обнародует? Если он это обнародует, то возникнет вопрос - а за что тогда уважаемый профессор получил свои степени? Это я уж не говорю о варианте, что этот самый студент обучается у этого самого профессора.
Любое, что повторено три и более раза, становится истиной. К сожалению, к истории это применимо.
Если из учебника точной науки можно взять готовую формулу, то из учебника истории, как из поваренной книги, готового рецепта не возьмешь.
История может объяснить логику событий до сегодняшнего дня - но что дальше?
Есть страсть ссылаться на ученых мужей и их цитаты, на отсылки к противоречащим друг другу трактатам, написанных живыми, пристрастными людьми. Выводить идиотскую систему прав того или иного народа на ту или иную землю.
И потрясать при этом учебником истории - разумеется, в выгодной редакции.
Пора наконец-то дозреть до простого - не суть важно, что там было в глубине веков. Но важно - кто мы есть сейчас. И чего хотим в будущем.
И меня очень-очень удручает, что вот на эти простые, казалось-бы, вопросы сегодня и нет ответов.