Есть такая особенность - люди по всему миру любят делиться на две категории. Во всём и всегда
Делают это успешно, хотя критерии давно утрачены, оттого предугадывание не работает
В своём отношении к обществу и государству люди обычно раскалываются на сторонников вперёд и сторонников назад. Условных демократов и республиканцев. Западников и славянофилов.
И кто из них лучше - оба хуже. Потому что никто из них не находится в настоящем, а следовательно не влияет на жизнь - что бы при этом о себе не воображал.
Дэвид Линч сказал о политике: "Я не понимаю политику. Не понимаю самой идеи двух сторон. Мне кажется, что хотя бы что-нибудь хорошее, как и что-нибудь плохое, должно быть в каждой из них. И хотя всегда есть середина, на нее как будто не обращают внимания. Наблюдать за этим очень утомительно — такое чувство, что мы не движемся вперед".
И до сих пор - это самое лучшее, самое точное из сказанного, что выражает природу моего брезгливого к политике отношения.
В градостроительстве это также выражается в двух крайностях. Есть "тоталитарные" города, где власть не спрашивает жителей. Есть "демократические" - где жители слишком много мельтешат, мешая друг другу, выражая противоположные мнения, и где оттого по факту ничего не происходит, кроме упадка и бесконечных пустых демонстраций в защиту давно никем не притесняемых ценностей.
Ну, как в том анекдоте про Баскервиллей:
- Что там за шум, Бэрримор?
- Гей-парад, сэр
- И чего они хотят?
- Свободы, сэр
- Разве её у них нет?
- Есть, сэр
- Тогда чего они шумят?
- Пидорасы, сэр
Условный Баку против условного Тбилиси. В первом все чисто, опрятно, но нет свободы самовыражения, а во втором свободы много - но порядка нет, всё в мусоре и разваливается.
Чистый, но скучный Загреб против разбитного, весёлого но убитого Белграда.
Невольно по этой парадигме сравниваешь Москву и Киев.
Самый простой способ определить, где "тоталитарный" город а где "демократический" - по настенной живописи.
В первом варианте её нет, или она тошнотворно официозная и тухлая, как все эти новые московские пошлые, душные, псевдопатриотические граффити на тему войны 75-летней давности, последних свидетелей которой можно пересчитывать по пальцам.
Во втором варианте есть - но в избытке. И трущоб, как холстов для самовыражения, чересчур уж много.
И хрен проссышь, в каком городе бытовать приятнее.
С одной стороны - ну вот убрали в "тоталитарной" Москве весь самострой от метро. Убрали жестко, быстро, "ночью длинных ковшей". Совсем не демократично. Не спрашивая мнений.
Но - но результат-то хорош. Сейчас уже странно вспомнить, что Чистые Пруды или Пушкинская совсем ещё недавно в пластиковых халупах были.
И смотришь на Киев, со всеми его торговыми уродцами на каждом пятачке - и однозначно понимаешь, что в Москве в этом плане лучше. И возвращаться в трущобу не хочется.
Но, с другой стороны - в "тоталитарном" городе никакого инструмента влияния. Прилетит копье в голову чиновнику сделать так, а не эдак - и никто ему не указ. Ни житель, ни эксперт.
А в "демократическом" городе другая беда - все кричат, а воз и ныне там.
В "тоталитарных" городах и странах острый недостаток ораторов - им затыкают рты
А в "демократических" - острый недостаток слушателей, оттого, что ораторов слишком много
"И хотя всегда есть середина, на нее как будто не обращают внимания. Наблюдать за этим очень утомительно — такое чувство, что мы не движемся вперед"
И чем больше я над всем этим думаю, примеряя на себя, что же мне ближе, западничество или славянофильство, республиканцы или демократы, тем больше мне вспоминается Довлатов, и его герой, философского склада (как и все представители сего народа) эстонец Пахапиль
"Мы, эстонцы, должны жить в одной дружной и счастливой стране"
"Например в Канаде"
И чем больше я об этом думаю, тем больше ощущаю себя эстонцем.
Недаром эти хмурые пессимисты мне всегда чем-то невозможно нравились.
Journal information