Огромная и величайшая трагедия для меня - русский язык в мире имеет всего-лишь один центр притяжения.
Владея английским можно жить в старушке-Британии и передовых Штатах. Австралии или Новой Зеландии.
Владея французским - не только во Франции, но и в Канаде - и по бесчисленным заморским территориям.
Португалоязычные могут выбирать меж Португалией и Бразилией.
А испаноязычные вообще отхватили себе целый континент.
Даже китайцы, так и те имеют широту маневра - капиталистический Гонконг, предприимчивый Тайвань, Малайзия. Плюс у них мощная и сильная культура взаимовыручки и успешной жизни в рамках диаспор и чайнатаунов.
Но у русскоязычных есть только Россия, и всё.
Страны бывшего СССР, даже те, где русский на статусе официального, всерьез рассматривать не приходится - они как Россия, только по ряду существенных факторов хуже.
Украина просрала свой великий исторический шанс стать второй Родиной для русскоязычных, и отвалилась.
Русский язык в Прибалтике никогда не поднимется выше статуса языка маргиналов.
А диаспоры - не самая сильная сторона русского национального характера. Никто так яростно не жрёт ближнего своего вместе с говном, как недавние эмигранты.
Получается так, что отъезжающий из России неминуемо жертвует русским языком - а это страшная потеря.
Тем, кто имеет техническую специальность - тем легче. Людям искусства тоже зачастую - профессиональным музыкантам, танцорам, художникам - они владеют универсальным языком, понятным без слов.
Но как быть тем, у кого язык - главное богатство? Или даже просто тем, кто хочет его сохранить - а опыт показывает, что уже первое поколение эмигрантов от русского языка отходит, переходя на язык аборигенов - и фактически становясь ими.
Русский язык в действительности перестал быть всемирным достоянием - и стал собственностью России. И сегодня всё, что делается на русском языке - даже если оно формально направлено против Российского государства - всё увеличивает культурную капитализацию России.
Даже пресловутые "враги России", которых так любят ловить под кроватью жлобы - всё, что они делают, при условии того, что это делается на русском языке - всё играет России в плюс.
Мне очень, до одури, до ужаса не хватает на нашей прекрасной планете места, где я бы смог оставаться русскоязычным, без существенного ущерба своей рабочей и творческой жизни, но при этом был бы вне Российского государства.
На берёзки мне плевать, если что. Берёзки много где есть, да и вообще, я вырос в степи, поэтому моя Россия - выжженные поля до горизонта да дорожная пыль.
Journal information