У многих есть интересная разновидность стыда - они считают себя должными тем, кто, по их мнению, менее удачлив в жизни. И подача милостыни - это не для того, чтобы страждущего утолить - это такой ритуальный откуп от судьбы, от смерти.
Как бы пожертвовать небольшим - но не привлекать излишнее внимание Судьбы к своей персоне.
Как бы - "я благополучный и здоровый, вот тебе, Боженька, отдаю нищему копеечку - пусть я продолжу оставаться здоровым и благополучным".
Причинно-следственная связь несколько нелогична - но тут ведь и не логика задействована, а иррациональный, мистический, религиозный если хотите, страх.
Именно поэтому цыгане до сих пор так бесподобно зарабатывают на попрошайничестве - за века практики они отточили умение, знают куда давануть - чтобы поднявшийся у жертвы страх быстро затмил рациональное, вытолкнул в сферу иррациональных тревог - а уж на этой территории цыгане давно хозяева.
А я цыган не боюсь. И даже не потому, что видел в Румынии и Закарпатье их города с дворцами, построенными на выклянченные деньги, и лимузины с люстрами - нет, просто я их знаю. Знаю, что вокруг них много мифов и легенд, про цыганское колдовство - и что цыганам выгодно их о себе поддерживать.
Но на самом деле - мифы о цыганском колдовстве живут лишь в сфере таких же невежественных людей, как они сами. Или людей, утонувших в страхах и тревогах.
Не только, впрочем, цыгане этим пользуются - все эти масти калек ("Господи, вот копеечка, охрани меня от этого!"), все эти псевдовояки в камуфляже ("Господи, вот копеечка, чтобы не было войны"), все эти "помогите на билет" - это всё одно и то же.
Копеечку такому дал - собственная тревога немножко спала.
Знаете, как дети с Богом разговаривают? "Боженька, а давай я тебе свой красивый камешек отдам и машинку, а ты мне..." - ну вот ровно то же самое.
Я на фоне подобных страхов выгляжу, наверное, со стороны самонадеянным циником - когда ко мне подходит кто-то, чтобы выклянчить копеечку ради Христа - я начинаю ради Христа просить копеечку в ответ.
В абсолютном большинстве случаев это воспринимается как некая проверка, и мне с жестом, изображающим широкую душу, просящие сами дают денег - очевидно ожидая, что я сейчас скажу, голосом былинно-сказочного старца, хвалящего за проявленную героем мудрость - "ладно-ладно, вижу, ты действительно достойный человек, вот тебе денег...".
Но я не былинный старец, я просто забираю деньги и ничего больше не происходит.
Просящий оказывается в дурацком положении - продолжать разговор вроде не о чем, надо уходить. Просить деньги обратно - тоже не комильфо - это ломает весь благородный образ нищего, оказавшегося на дне по козням злодейки-судьбы.
Поэтому я прощаюсь, и обогатившись на символическую мелочь, ухожу.
Во всех местах, где я часто бываю, цыгане меня запоминают, начинают обходить стороной, в диалог не вступая.
Не из-за угрозы потерять рублей пять - на фоне их многотысячных заработков это сущая мелочь - а из-за угрозы потерять в глазах случайных свидетелей свой мистический-страдающий ореол, который сильно спадает во время разговора со мной. Спадает, и становится видно - милостыню просить - это такая работа. И ничего более.
И профессия попрошайки будет востребована всегда и везде, где доминируют угнетенные или невежественные люди.
Journal information