
Наверно каждый народ принимавший христианство, надевавший его, как рубаху, на свою языческую плоть, проходил через это.
Извести язычество не удавалось - и оно начинало прорастать прямо сквозь Христово учение

И чем глубже и яснее были языческие корни, тем диковинней получались под видом христианства свои локальные, порой пугающие религии - с элементами шаманизма и прочего родноверия

Особенно интересно и забавно наблюдать за образами святых - которые принимали черты божков аборигенов

Все эти Деды Морозы, под личиной Святого Николая. Или, конечно, Святой Георгий

Знаете, одна тетенька ходила в церковь и ставила перед иконой Святого Георгия, с классическим сюжетом - поражение копьём змея, две свечки. Одну свечку Георгию, другую - змею. На всякий случай.
Вот у осетин вышло что-то подобное - в эпосе их есть основной герой, высоко чтимый покровитель мужчин, путников и воинов, Уастырджи.
Отринуть его - немыслимо. Все осетинское самосознание построено на его образе, его силе.
А вот оставить его, сделав как-бы тождественным Святому Георгию - выход.

И остался в современной Осетии языческий бог - который как-бы Георгий, но на деле совсем не он.
Святой Георгий - реальная историческая личность.
А Уастырджи - высокий, сильный старец, с седой бородой - любящий, однако, пить ранг - осетинское пиво, любящий бурные застолья, не гнушающийся военными походами. Принимающий в свою честь жертвоприношения. А еще - большой-большой любитель женщин, которым устраивал конкретный харрасмент, не гнушаясь прелюбодействовать даже на их смертном одре.

Истинная осетинская душа - широкий, лихой, могучий. Если воевать - так враги трепещут, если пировать - так на весь мир, если любить - так самую красавицу.

Его имя упоминается в современном гимне что Северной, что Южной Осетии.
А вдоль всех дорог Осетии, а также везде, где живут диаспоры осетин, устроены в честь Уастырджи святилища.

В каждом святилище стол - памятуя страсть к пирам.
Принято оставлять воду и немудреную еду.

Женщинам входить нельзя - Уастырджи это мужской бог.
Более того, женщинам даже имя его произносить запрещено - можно навлечь гнев, а с этим дедом лучше не шутить. Особенно на его территории, в горах.

Да, это заразно.
Точно так же, как не бывает атеистов в окопах под огнем, точно так же сложно не поддаться язычеству в горах, где не бывают надежными ни лёд, ни скала.

Уастырджи - безумно заряженная фигура. Отношение осетин, даже в современный век, к Уастырджи благоговейное - и недаром его святилища на каждой дороге - чтобы путник мог замолить его, охранить себя от камнепада, от сметающей воды, от зверя, от неверной тропы.

И можно не верить в богов - это неважно, важно то, верят ли боги в тебя.
Здесь, в древних аланских горах, Уастырджи - хозяин.
И, когда никто не видел (стесняюсь, ибо интимное это дело), я тоже просил его о заступничестве.

Покровитель мужчин, воинов и путников мне внял. Я проехал всю Осетию, не встретив бед.

Благодарю тебя, Великий.
Journal information