Ямщиком не служил. А вот сторожем - служил. Классный был опыт.
Впрочем, это был не сторож, в классическом понимании сего термина. Ни в классическом советском - мужик в ушанке на лыжах, с ружьем, охраняющий народную собственность, от народа же. Ни в классическом современном - неприкаянный чувак, спящий и разгадывающий сканворды за деньги. В мои обязанности входили еще приём и сортировка корреспонденции.
Как это выглядит - почтовое отделение обслуживает определенный участок. На этом участке кто-то выписывает газеты, получает письма, повестки в суд, письма счастья со штрафами и налогами и открытки, с приглашениями на свадьбы и похороны.
Все эти прекрасные вещи поступают на почту каждые сутки, но фишка в том, что поступают они разными путями - разные сортировочные пункты, разные доставки. И поступают ночью - на почте должен быть человек, который их примет, хуякнет штамп на сопроводительную ведомость и распишется.
Ну и вот - ночью такой человек - это сторож. Он же приемщик корреспонденции.
На наше почтовое отделение приходило четыре машины за ночь. Это не так уж много - на другие приходило больше.
Самый бесподобный вариант, это когда все они приходили вечером, или хотя бы до полночи - тогда можно было рассортировать привезенное быстренько и ложиться спать - никто бы не потревожил, до самого утра, когда приходят почтальоны - разносить уже мною рассортированное по ящикам.
Но самое отвратительное, это когда три машины придут, а четвертой нет. И ждешь-ждешь её, а нет и нет.
А она мне не отчитывается - она может через минуту придти, а может и в 5.45 - за 15 минут до конца моей смены.
И вот не спишь, ждешь её. А ждать и догонять - хуже нет. И прикорнешь только - дзыыыынь! - звонок, приехала - будь она неладна.
А бывает так, что все четыре машины идут с разницей в 2 часа - и вся ночь перепоганена, не поспишь толком.
Зарплата у меня была 3000 рублей. (Три тысячи рублей РФ - а то многие, я знаю, не поверят мне, написанному или глазам).
Но я там работал не за зарплату.
В то время я как-раз занимался лохотроном, который был связан с почтовыми рассылками. И мне очень хотелось узнать работу почты изнутри.
Идти оператором - это полная занятость. И квалификация - а квалификация у оператора на почте, кстати, не уступает квалификации банковского работника - только зарплата в разы ниже.
Водителем или почтальоном - смысла нет, у них работа разъездная - на самом почтовом отделении я практически не буду бывать. Приду в 6 утра, заберу рассортированную почту - и вперёд.
А вот ночной сторож-сортировщик - идеально.
Идеально, потому что я вхож на все отделы почты, а там еще в то время работали совершенно бесподобные тетки, советской закалки в лучшем смысле слова.
Я имею в виду - у всех зарплаты маленькие, карьерных перспектив никаких - оттого кичиться нечем. И царили у нас на почте совершенно свояческие отношения. Не до панибратства, разумеется, но атмосфера - как в дружном пионерлагере.
Праздники, с самодельными салатиками. Дни рождения гурьбой. Анекдоты, шутки-прибаутки.
Класс. Один из самых замечательных рабочих коллективов в моем послужном списке.
Мой расчет оправдался с лихвой. Я узнал о работе почты, на всех этапах, больше, чем мог бы узнать на любой иной рабочей позиции.
А еще я отмывал марки. Много на почте всякой корреспонденции с уже гашеными марками - она никому не нужна. И многие марки либо не задеты штампом, либо совсем чуть-чуть - отпариваешь их, сушишь - и незаметно можешь использовать в следующих отправлениях.
Мелочь? Ну, само по себе - да. Но когда одна марка, две, три, десять - поверьте, в день экономии, при моих тамошних рассылках до 500 писем в день, выходило очень прилично.
А сэкономил - заработал. Вы знаете классическую экономическую мысль.
Только - тс-с-с! - никому не рассказывайте.
Еще я читал на почте все газеты. И книжки принесенные с собой - умный стал как радио. Ну, вы заметили, наверно.
А еще - хоть мне и было, где жить - но на почту можно было водить девушек. Это гораздо романтичнее.
Одно дело - "пойдем ко мне в конуру" - уныло звучит. А "пойдем-ка, милая, ночью на почту!" - о-о, и тут я сразу при козырях. Ну кто еще и когда пригласит девушку на что-то подобное?
Почта была на первом этаже высотного дома, планировки как соединенные четыре квартиры. И помимо широких пространств и койки там был оставшийся от изначального плана душ. Комфорт абсолютно гостиничный.
Только за гостиницу отвалишь денег, что не продышишься - а тут мне приплачивали. Пусть 3 тыщи в месяц, но приплачивали.
Одно в работе плохо - начисто сбитый график сна и бодрствования.
За ночь, если машины куролесят, не выспишься - приходишь отсыпаться домой. Половину дня потерял.
График - сутки через сутки. Очень неудобно - ни съездить никуда толком не можешь, ни отдохнуть.
В итоге - поработал я два месяца, да уволился.
Было жаль, при всем понимании разумности моего решения.
Иногда я по той работе скучаю. Скучаю по ощущению властвования над огромной почтой в течении целой ночи. Что-то в этом есть абсолютно фундаментальное.
Я даже не знаю, есть ли сейчас такая должность - больше десяти лет назад это всё происходило. В Москве была такая вот система, а вот уже в том же Питере не было ночных сторожей-сортировщиков - машины привозили почту по ночам, у водителей был свой ключ от специального ящика - там ее и оставляли. Почтальоны приходили чуть раньше, сортировали перед разносом.
В моей трудовой книжке значится: Принят на должность сторожа (Почта России штамп). Уволен по собственному желанию (Почта России).
А следующая запись - "принят на должность Генерального директора".
Соседство выглядит крайне забавным - но это другая история.
Journal information