Многие и не знают, что культовый фильм "Рэмбо" сделан по книге американского писателя Дэвида Моррелла, и что фильм с книгой имеют ряд серьезных отличий.
Фильм получился со своим обаянием, но все-таки с упором на крошильный боевик, в котором действуют "хороший" Рэмбо и "плохие" полицейские.
Книга намного сложнее, неоднозначнее, и Рэмбо в ней - пусть и жертва обстоятельств, но совсем не положительный агнец.
Фильм стал культовым - но до того и книга была бестселлером. И заслуженно - это действительно очень классная книга.
Киношный Рэмбо - персонаж совершенно плоский. Книжный - сложный, многогранный, действительно интересный.
Основу книги составляют не сколько события, сколько мысли, рефлексии и ощущения главного персонажа.
Рэмбо - ветеран вьетнамской войны, чудом выживший в лагере для военнопленных. Он обратился к буддизму, чтобы не сойти с ума, чтобы хоть как-то абстрагироваться от кошмара, который он бессилен изменить. Он очень интересно выводит мысль, смежную с "не бывает атеистов в окопах под огнем" - о том, что вера позволяет выжить. Верь во что угодно, главное верь. Иначе рехнешься.
Он очень интересно и захватывающе рассуждает о смерти - о том, что когда видишь ее много, то привыкаешь, и начинаешь испытывать уже не страх, а отупелое любопытство - а как он умер?
Рэмбо - собирательный образ неприкаянных ветеранов Вьетнама, которые умирали под присягой, а вернувшись домой оказались выброшенными за борт, лишенными всякой поддержки и всякого участия.
Вот и Рэмбо - бродяга, топчущий дороги и тропы своей страны, не зная куда себя приложить, живя на подножном корму.
Их таких и правда много было.
В фильме упущены все тонкие, психологические моменты - в фильме на Рэмбо тупо наезжают полицейские, третируют его, издеваются над ним. В итоге Рэмбо взбрыкивает, убегает и мстя его страшна. Глупо, но зрелищно. Зрелищно, но глупо.
В оригинале все сложнее - обращаются с ним сперва вполне дружелюбно, но Рэмбо упрямо лезет на рожон. Когда же его таки задерживают, то собираются побрить опасной бритвой - а у него, которого в лагере кромсали живьем, сдают нервы - и он выхватывает бритву и режет человека насмерть - в фильме этого нет. После чего голый (в фильме для простоты - не голый) убегает, скрывается в лесах, где, пользуясь навыками, устраивает партизанщину.
Труднейший психологический момент - с одной стороны, узнав, что перед ними не обыкновенный бродяга, а ветеран войны, с боевыми заслугами, выживший в концлагере, полицейские проникаются уважением и жалеют о своей опрометчивости. С другой - человека-то он убил. Это уже не отмотать.
В фильме количество жертв, несмотря на упор на боевик, меньше чем число жертв в книге - там Рэмбо окапывается в лесу, и объявляет в одиночку войну, не делая попыток сдаться или пойти на переговоры.
Героя можно понять - но, вместе с тем, нельзя оправдать - ведет он себя совершенно после жестоко и бездумно.
Ну и, главное отличие - в фильме Рэмбо и его главный обидчик, хоть и раненый, выживают. В книге оба умирают - символически (оба солдаты) замирившись. Да и, собственно, в книге главный обидчик и не является обидчиком - напротив, он, хоть и выполняет свой долг, но проникается к Рэмбо глубоким сочувствием (сам ветеран войны - в Корее) и остро скорбит о том, что ситуация повернулась так фатально.
Я понимаю, это звучит странно, но книга "Рэмбо" - это, прежде всего, очень умная, тонкая, не побоюсь слова - философская книга.
Киношный же Рэмбо стал нарицательным символом свихнувшегося супервояки. И упоминается саркастически - сложно после такого имиджа вернуться к грустной и серьезной истории книжного оригинала.
Сам Сталлоне, кстати, не любит эту роль. Хотя финальная сцена фильма, с истерикой-исповедью - серьезнейшая актерская сцена. Тут только снять шляпу - а то я слышал некогда, что кто-то Сильвестра Сталлоне считает просто горой мускулов и никудышним актером - окститесь, отроки! Просто пересмотрите. Вопросы отпадут.
Но все равно - роль вышла слишком дуболомной и карикатурной. Вся сложность книги разом скомкана.
Про мультфильм "Рэмбо" (а и такой есть) я уж и не говорю. Чего стоит одна только сцена, где Рэмбо летит на баллистической ракете, уцепившись в нее сильными руками, в полете ее нейтрализуя.
Сам Сталлоне простебался над Рэмбо в откровенно стебном боевике "Танго и Кэш", снятым Андреем Кончаловским фактически на спор.
Помните момент в самом начале фильма? Когда на героя Сталлоне набрасываются разные полицаи, а один из них бросает презрительное с ухмылкой - "он думает, что он Рэмбо!". После чего Сталлоне, игравший Рэмбо-же, произносит знаменитое, что Rambo is a pussy.
с 3:30 примерно.
В общем, причудливо героев тасует судьба.
Одно радует - книжний Рэмбо не почил в бозе, все-таки, повторюсь, бестселлер.
И, опять же повторюсь, есть за что - хорошая книга. Рекомендую.
Journal information