Haydamak (haydamak) wrote,
Haydamak
haydamak

Categories:

Синематографическое: Платформа (El hoyo)



Название переведено как "Платформа", хотя в оригинале испанский фильм называется "El hoyo" - дыра, яма.

Социальный эксперимент - вертикальная шахта, с ходом посередине.
На каждом ярусе два человека - койки, умывальник, туалет и всё.
С яруса на ярус не перебраться - точнее только лишь вниз, на платформе, которая проходит все этажи, начиная с верхних, ненадолго останавливаясь на каждом.
Платформа везет еду. Еды много.
Если брать умеренно - хватит на все этажи. Но есть одна проблема - запертые на ярусах люди отказываются это делать.
В итоге верхние ярусы свинствуют и сжирают больше того, что им действительно требуется.
Чем ниже - тем стол пустеет, дальше приезжают только объедки.
А начиная с каких-то совсем нижних ярусов, начинается каннибализм.




Оставлять еду с платформы нельзя - включается либо экстремальный нагрев, либо экстремальный холод. Нужно успеть съесть за то время, пока платформа стоит.

Сложно придумать более точный символ социального неравенства.
Обитатели брезгуют общаться с теми, кто внизу. И не могут достучаться до тех, кто вверху.
Люди предоставлены сами себе в замкнутом пространстве.



Есть некая Администрация, которая ведёт эксперимент, но, разумеется, её никто никогда не видел. Не представляет, какая она. С ней нет связи.
Её образ дан лишь в гротескных кадрах приготовления этой самой еды, бригадой маститых поваров изысканного ресторана. А строгий ресторанный смотритель грозно отчитывает подопечных, найдя в еде волос.
"Если у них нет хлеба, тогда пусть едят пирожные!" - фраза, приписываемая Марии-Антуанетте, королеве Франции, не может не вспомниться, как символ действительно неосознаваемого чудовищного отрыва между виденьем мира глазами богатых и бедных.

С собой на эксперимент можно взять что-то, какой-то один предмет.
Герой берёт книгу. "Дон Кихот". Сам он похож на него - особенно в стремлении сражаться с ветряными мельницами.
И, это неловкое чувство, когда ты взял с собой книгу Сервантеса, а твой не всегда вменяемый сосед по ярусу - самозатачивающийся нож.

Показателен вообще набор того, что люди взяли с собой на эксперимент, не зная заранее о его сути. Планетарно разные вещи.
Пистолеты, ножи - на одной чаше весов. Доска для серфинга, укулеле, "Дон Кихот" опять же - на другой.
В целом логика ясна, один из участников взял веревку - но в высотке социального неравенства никто не желал забрать его наверх.
Особенно горько символично на нижних ярусах, куда приходит уже свободная и от еды, и от объедков платформа, смотрелся обезумевший бедняга, с толстыми "котлетами" денег, перевязанными резинками. Обладатель состояния - на которое нечего купить.

Но самая горькая интрига состоит в том, что каждый участник находится на своем ярусе лишь месяц.
После он усыпляется газом - а приходит в себя уже на другом этаже.
И тот, кто был на первых пятидесяти этажах, и мог жировать, запивая вином и харкая в тарелки тем, к кому эта платформа придёт следующей, запросто мог оказаться на дне преисподней.
И даже то, что это условие сидельцам хорошо известно, все попытки построить справедливое общество, в котором еды хватит на всех - при том, что её реально по расчетам на всех должно хватить, проваливаются.
Которым улыбнулась удача, кто попал выше, отказывался делиться с нижними, обжираясь на весь месяц, отказываясь думать, что будет потом.

Фильм построен по-восточному - не как линейный сюжет, а как притча. И у фильма нет чёткого финала - но есть главное, на что притчи сподвигают - побуждение задуматься.

Ни один из вариантов, которые осуществлял герой, вместе со все-таки нашедшимися немногочисленными союзниками, не привел к однозначному успеху.
И главный ужас фильма в этом. "Делай лучшее из возможного", "Если не можешь изменить отношение к ситуации - измени своё отношение к ней" - это прекрасные мысли. Но жизнь (и смерть) столь многогранны, что иногда не действуют даже они.

Но, конечно, как в любой притче важен не сюжет, а её символизм.
Если нельзя подняться наверх - можно опуститься на самое-самое дно, для того, чтобы помочь тем, кто совсем внизу. И узнать, насколько глубока кроличья нора - а никто не знает, сколько здесь на самом деле этажей. И возможно ли в принципе пробить дно.

Стоит ли слезинка ребёнка спасения мира или не стоит - не важно, за Достоевского выступать или против.
Но финальный эпизод, когда ребёнок на самом дне всё-таки получает своё нетронутое за все этажи пирожное, а потом, спя и словно видя весь этот кошмар лишь во сне, взмывает вместе с платформой вверх, всё-таки даёт робкую надежду, что шанс есть.

Правда совершенно неясно, каков же он.
Tags: SMS от Бога, love is the answer, memento mori, Амораль, Битие определяет сознание, Брошенный с Луны, Гайдамачий вестник, Герой ненашего времени, Дети Змеи, Духовные скрепы, Испания, Смотрю за жизнью в замочную скважину, Сон разума рождающий чудовищ
Subscribe
promo haydamak november 2, 2017 16:21 3
Buy for 100 tokens
Я Александр "haydamak" Бутенко, и у меня много ипостасей, писательство - одна из них. Да, я пишу книги, мне это нравится, моим читателям тоже, и я намереваюсь какое-то время делать это и впредь. Что это за книги? Рассказываю про "Если бы Конфуций был блондинкой". Мои книги возможно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments