На фоне происходящих в Хабаровске народных выступлений - смотрится особенно символично.
Посреди Новороссийска стоит памятник т.н. Новороссийской республике - просуществовавшей всего-то две недели в декабре 1905-го года. Но, как видно, оставившей в душе аборигенов свой искусительный след.
Тогда, напомню, по Российской Империи, предваряя, давая отсрочку, но не отменяя (только усугубляя) последующие события 1917-го года, страну раскачивали первые призраки коммунизма, бродящего по Европе, простой люд требовал себе всякого.
Рабочие требовали заводы, крестьяне землю.
Все требовали 8-ми часовой рабочий день, человеческое отношение.
Требовали выпустить из тюрем политических заключенных (под Луной ничего не ново).
И даже студентки-гимназистки, феминистки того времени, так и те требовали - чтобы медицинские осмотры проводили у них доктора-женщины, а не доктора-мужчины.
В какой-то момент удивительно легли карты - однопартийцы, активисты рабочих движений из Петербурга призвали своих новороссийских собратьев к большой всероссийской забастовке.
Новороссийцы откликнулись больше чем - и из солидарности, и просто - у самих жизнь не халва.
Актив небольшого на того время портового города внезапно набрался внушительный.
А гарнизон стоял малочисленный. Да и, как это в малых городах бывает, солдаты и полиция сочувствовали протестующим.
Поэтому, когда воодушевленные рабочие массы решили не ждать милостей из столиц, а просто взяли в городе власть, полицию разоружив, то не сильно и сопротивлялись.
Тем более что представители официальной власти, резонно полагая, что опасность быть настуканным по шапке велика, поспешили тайно из города сделать ноги, в товарном вагоне.
Удивительно - но это была первая ласточка русской революции, имевшая пусть краткий, но успех.
И, показательно - по сути это ведь что? По сути это то, что после, век спустя, назовут Майданом. Массовое неповиновение замордованного люда - требующего, надо сказать, не чего-то заоблачного, по сути лишь уважения.
Аналогии прямые.
Царь есть? Есть. Российская Империя (тюрьма, но за границей та же кутерьма (с) Юнона и авось) есть? Так точно. От тайги и до британских морей.
Политзаключенные? Есть. Требование уважения? Есть.
Одновременно с этим - есть и памятник.
Да, символично - в центре города-героя Новороссийска стоит памятник не чему-нибудь, а по сути первому русскому Майдану.
Задумайся об этом, о мой досточтимый читатель.
Если успеешь.
P.S. Да, а с Республикой Новороссией (ну никуда не уйти от параллелей!) все тогда закончилось скоро - две недели спустя прислали из центра войска, флот, и их масштаб был таков, что маленький Новороссийск, в лице Совета, решил, что сопротивляться - лишь отсрочить неминуемую расправу.
Город как и был взят, скоро и неожиданно, практически бескровно, так же и был сдан.
Зачинщики получили, ясное дело, смертные приговоры. Рабочим и крестьянам провели по губам, выписали батогов, а не 8-ми часовой рабочий день.
И молоденьких гимназисток продолжили щупать мужики.
Генералы получили лычки.
Империя расправила крыла.
До 17-го года, когда котел ненависти разорвало окончательно, и закачались генералы с лычками на столбах, а царь отправился в Ипатьевский подвал.
Но это будет уже другая история. Из которой, мне хотелось, чтобы некоторые извлекли свои уроки, особенно учитывая прямоту аналогий, но надежд на сие мало.
Пан Ключевский верно сформулировал, что история - не учительница, а назидательница, не обучающая, а лишь наказывающая за незнание уроков.
Journal information